«Твердый камень», режиссерская лаборатория МХТ

Сходила на показ работ режиссерской лаборатории МХТ. Это цикл эскизных постановок в рамках проекта "Впервые на русском".

Режиссер Пабло Мессиес поставил с мхатовскими актерами (Алексей Варущенко и Георгий Ковалев) драматический диалог на 50 минут, по пьесе Альберто Конэхеро "Темный камень". Постановка по своему эмоциональному настрою похожа на пьесу «Сашка» Кондратьева.

Там молодой красноармеец ведет пленного немца и у них завязывается разговор. А тут молодой парнишка сторожит в камере арестованного, которого периодически допрашивают и в итоге приговаривают к расстрелу. Они проводят вместе последнюю ночь, на рассвете арестанта должны расстрелять.

Оба героя пьесы испанцы. Мальчишка из небольшого сельского городка, жители которого попали под авиационный обстрел союзников. Люди думали, что пришли освободители, собрались на центральной площади городка, а по ним начали стрелять... Парень видел, как упала подстреленная его мать, но не решился вернуться к ней, не помог; а сбежал куда-то к морю... И попал в партизанский отряд (я не понимаю, какого политического окраса). Сторожит он арестованного, которому говорит: «… это вы принесли на нашу землю красную заразу...», в общем, сюжет пьесы выявляет мое историческое невежество...

Когда они все-таки вступают друг с другом в диалог, то мальчишка узнает, что арестованный - артист труппы Федерико Гарсиа Лорки, и даже больше, его близкий друг. (Перед началом спектакля из динамиков звучит предупреждение, что это запрещено смотреть детям).

Рафаэль Рапун, узнав, что его утром расстреляют, просит этого мальчишку, потом, после войны, отправиться в Мадрид и в условленном месте, найти спрятанные бумаги и письма (личная переписка с Лоркой и бумаги, связанные с деятельностью театра). И уходя на расстрел, говорит, что он не согласился на беседу (исповедь) со священником, но он должен хоть кому-нибудь рассказать свою историю, чтобы хоть кто-нибудь помнил его. И этим человеком стал мальчик Себастьян.

Вот такой спектакль. Показывали его на Новой сцене МХТ им. Чехова в Камергерском переулке.

Спектакль показывали на Новой сцене МХТ. Маленький зал на 60 человек, зрителей. Маленький кусок сцены, на котором воссоздана часть барака, стены которого обиты листами железа. Узкий топчан (правда, не деревянный, а имеющий вид хирургического стола, с низким положением над уровнем пола), накрытый грязно коричневого цвета тонким одеялом. На нем лежит арестованный, он ранен и избит. Парень сидит на стуле, не далеко от топчана. Под стулом фляжка с водой, кружка металлическая, и приставлен карабин. Парень от нечего делать есть мандарины. Такая характерная деталь: вокруг стула разбросаны подсыхающие корочки мандариновой шелухи.

За стенами камеры раздаются звуки внешнего мира: шум моря, звуки дождя. В один из моментов спектакля, парень в отчаянии убегает, потом возвращается весь мокрый, (за кулисами на него ведро воды вылили, щедро окатили). И периодически надзиратель стучит в дверь камеры. Тогда мальчишка убегает за дверь, получая новые указания, как вести себя с арестованным, и что ему предстоит сделать, или сказать дальше.

После того, как я вышла из театра, возникла шальная мысль: такие небольшие спектакли можно собрать в фестиваль театров, посвященный Дню Победы. И дать лозунг: "Важно не просто помнить, а снова и снова вспоминать". Лучше, чем театр, с этим никто не справится.

Екатерина Галичева
корреспондент ОИА "Афиша ПроАртИнфо"
г. Москва

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку. ВНИМАНИЕ! Чувствительна к регистру. 7 знаков
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
© 2011 - 2017 Общественное информационное агентство в области культуры и искусства Афиша «ПроАртИнфо» | Пользовательское соглашение

СМИ зарегистрировано РОСКОМНАДЗОР Эл № ФС77-59025 от 18 августа 2014 года