От вагантов. Carmina Burana на сцене Большого зала Московской консерватории

Бывает музыка, которая не надоедает, сколько б ты её ни слушал. Carmina Burana немецкого композитора Карла Орфа из этого ряда – мурашки по коже каждый раз. А если кантату предваряет такой рассказчик, как Йосси Тавор, то празднику души быть вне всякого сомнения.

7-8 декабря Большой зал Московской консерватории был забит до отказа – почитателей Carmina Burana в столице огромное количество.

На фото справа: Дарья Зыкова (сопрано)

Говорят, что когда гремят пушки, музы молчат. «Это не совсем так, - справедливо считает Йосси Тавор. – Орф написал своё бесподобное произведение перед Второй мировой – иногда гром пушек пробуждает к жизни фантазию и некое вдохновение. Так случилось и с его великими современниками Шостаковичем, Прокофьевым, Рихардом Штраусом».

Идея создания кантаты пришла к композитору совершенно случайно. Он рылся в архивах неподалёку от Мюнхена и там наткнулся на переизданную в XIX веке потрясающую рукопись века XIII.

На фото: дирижёр Филипп Чижевский

Толчком к написанию произведения стало колесо фортуны на обложке издания. Из более чем 250-ти текстов средневековых странствующих монахов, школяров и вагантов Орф выбрал для либретто 24. За прологом «Фортуна – повелительница мира» следуют три части. И по названиям («Ранней весной», «На поляне», «В кабаке», «Любовные пересуды») можно понять, что здесь нет ни грамма монашеского аскетизма, тем более, что вирши были написаны не на высокой, а на вульгарной латыни.

На фото: Александр Богданов (тенор)

«Впервые Carmina Burana прозвучала в 1937-м, - поведал Йосси Тавор, - и имела ошеломительный успех у публики, но не у власть предержащих.  После трёх лет запретов к исполнению нацистскими бонз в каком бы то ни было из городов Германии, она всё-таки стала звучать вновь и больше не сходит со сцены».

Сам Орф говорил своим издателям: «Всё, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали – можете уничтожить». Великая кантата композитора осталась непревзойдённой, хотя творил он после неё ещё долго и плодотворно.

На фото: Анджей Белецкий (баритон)

В декабрьских, организованных Русконцертом вечерах, Carmina Burana прозвучала в исполнении Московского симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России, лауреат Государственных премий России Валерий Полянский), Государственной капеллы им. Юрлова (под руководством заслуженного деятеля искусств России, профессора Геннадия Дмитряка) и Детского хора Большого театра (руководитель – Юлия Молчанова). Силами трёх академических коллективов была представлена своя, без сомнения своеобразная интерпретация Carmina Burana. За дирижёрским пультом был молодой маэстро Филипп Чижевский, а солистами выступили представительница оперной труппы Большого театра Дарья Зыкова (сопрано)  и солисты  «Новой оперы» Александр Богданов (тенор) и Анджей Белецкий (баритон). 

Наталья Косякова
обозреватель ОИА "Афиша ПроАртИнфо"
заместитель главного редактора
г. Москва

Фото из архива Русконцерта

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку. ВНИМАНИЕ! Чувствительна к регистру. 7 знаков
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
© 2011 - 2017 Общественное информационное агентство в области культуры и искусства Афиша «ПроАртИнфо» | Пользовательское соглашение

СМИ зарегистрировано РОСКОМНАДЗОР Эл № ФС77-59025 от 18 августа 2014 года