Вы здесь

Как Гусь и Девочка играли

16 марта десант столичных режиссеров, художников и просто фанатов, влюбленных в мультфильмы отправится в Суздаль. В этом славном городе с 16 по 21 марта пройдет XХI Открытый российский фестиваль анимационного кино.

Эксперты по праву называют этот смотр крупнейшим и самым старейшим в отрасли. В этом году он соберет более полутора тысяч специалистов из сорока анимационных студий России. «Оскароносец» Александр Петров, Андрей Хржановский, Юрий Норштейн, Константин Бронзит, Михаил Алдашин, Михаил Тумеля, Мария Муат и многие другие известные мастера – постоянные участники фестиваля. «Мы искренне гордимся тем, – рассказывает директор фестиваля Александр Герасимов, – что в так называемой анимационной «тусовке» фестиваль позиционируют как «обязательный к посещению».

Более всего организаторы этого очень живого и конструктивного смотра боятся забронзоветь. Поэтому здесь ежегодно меняются не только президенты (ими традиционно становятся победители прошлого года), но и тематические направления: фестиваль то «впадает» в граффити и комиксы, то празднует столетие анимации, то увлекается спортом.

Буйный рост сериальных брендов

Тематика нынешнего – «Игра» – нашла отражение в логотипе, который тоже меняется ежегодно. На этот раз 20-секундная анимационная заставка, демонстрирующаяся перед каждым показом, будет представлять собой историю-перевертыш о том, как Гусь и Девочка играли в «летел гусь». Заставку выбрали из 17 талантливых конкурентов.

Всего в конкурсную программу отобрано 98 лент. Если смотреть их нон-стопом, то это займет 18 часов 45 минут. Есть и новшества. Одно из самых приятных – в этом году проводится конкурс в номинации «полнометражный анимационный фильм». Из восьми поданных на рассмотрение, участие примут шесть работ: «Арвентур» режиссера И. Евтеева, «Крепость. Щитом и мечом» Ф. Дмитриева, «Савва. Сердце воина» М. Фадеева, «Снежная королева-2. Перезаморозка» А. Цицилина, «Тайна Сухаревой башни. Чародей равновесия» С. Серегина, ну и «Три богатыря. Ход Конем» режиссера К. Феоктистова. Кстати, в прошлом году не набралось и трех работ, и конкурс в этой номинации не проводился.

Тенденция нынешнего года – буйный рост количества сериальных брендов. Их было подано на рассмотрение небывалое число – 35. Из них 16 поборются за победу в конкурсе, и 16 будут показаны информационно. Кстати, 27 новых сериалов были запущены в производство только в «отчетный» фестивальный период, и это можно назвать феноменом. Но самая тесная борьба развернется традиционно среди короткометражных фильмов – из 77 присланных приняты к участию 33 картины.

Облакогон от Даши

Те, кто бывал в Суздале, знают, что здесь молодые режиссеры всегда могут получить поддержку мастеров и «обратную связь» зрителей на свои работы. На вечерних обсуждениях Юрий Норштейн и Михаил Тумеля обсудят дебюты и учебные фильмы. А Михаил Алдашин и Констнтин Бронзит проведут профессиональные обсуждения с номинантами «короткого метра».

Ну, а самые маленькие участники, коих тоже немало, будут работать в мастерских над созданием собственного шедевра – мультфильма про Облакогона. Получившийся фильм непременно покажут на церемонии закрытия на большом экране. «Облакогона», кстати, сплела из пластилина 9-летняя Дарья Мурашко из Оренбурга, обошедшая других участников конкурса «Мультенок». Она приедет за наградой в Суздаль. Всего же юными художниками создано целых 300 новых оригинальных персонажей.

Комментарий

Юрий НОРШТЕЙН, один из самых уважаемых мэтров отечественной анимации («Ёжик в тумане», «Сказка сказок»):

 

– Мне на этом фестивале, при прочих положительных профессиональных составляющих, очень нравится, что жизнь здесь бьет ключом, нравится и идея преемственности анимационных поколений. Если хочешь учиться, то ведь учиться будешь везде – и у людей, и у жизни. Кто мои собственные учителя? Можно сказать, что ими были «Спас» Андрея Рублева, последняя скульптура Микеланджело «Пьета Ронданини», последний период Гойи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мусоргский» кисти Репина, шеститомник избранных произведений Эйзенштейна... Но самые выдающиеся учителя – мои внуки и дети вообще. Глядя на их улыбки, на хрупкие, узкие плечики под рубашечками, понимаешь, что все мировое искусство тогда имеет смысл, если в наших душах открывается любовь.

 

Андрей Булов