Вы здесь

Секретные художники СССР

Выставка «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки» станет основой музея графической культуры.

Галина Анатольевна Анисимова – автор идеи,   куратор выставки, рассказывающей о   художниках  МПФ «Гознак», которые создавали эскизы и выполняли классические гравюры на ценных государственных бумагах и документах Советского Союза.  Работы художников, граверов были  «визитными карточками» СССР – по ним нашу страну  узнавали во всем мире, но их нельзя было увидеть на выставках или в музеях,  имена авторов не упоминались в прессе.  Галина Анисимова – дочь гравера-художника Л.Ф.Майоровой  –   организатор музея   графической культуры, который будет открыт в Раменках, в досуговом центре «Ровесник». Мы попросили Галину Анатольевну рассказать о  выставке, о ее маме – гравере-художнике.

Проверьте себя: сможете ли вы  без запинки ответить, что изображено на той или иной денежной купюре – в пятьдесят, сто, тысячу рублей?  Чаще мы заглядываем в кошелек и просто пересчитываем денежные банкноты.  А ведь над дизайном денег во все времена работали  лучшие художники. Так, дизайн чешской валюты разработал   выдающийся художник Альфонс Муха;   Гарри Экклстон более двадцати лет работал над оформлением банкнот фунтов стерлингов, срисовывал портреты британских исторических деятелей. Известный советский скульптор Иван Шадр в 20-ые годы ХХ века создал  скульптуры «денежных мужиков» –  кузнеца-молотобойца, сеятеля, красноармейца, которые были воплощены в гравюре на новых советских банкнотах.   На деньгах изображали царей и диктаторов, борцов за свободу, великих ученых, писателей, изобретателей, знаменитые памятники, редких и экзотических животных... В течение нескольких столетий  деньги, вышедшие из употребления, бережно хранятся коллекционерами, становятся документами эпохи, помогают понять историю.

«Официальная графика»

– Буквально каждый человек, живший в СССР, держал в руках уникальные произведения искусства – деньги, выполненные в технике резцовой гравюры, – рассказывает Галина Анисимова. – Это старейшая разновидность гравюры на металле. На медной пластине гравер специальным инструментом – штихелем прорезал рисунок. Работы гознаковцев  всегда были высочайшего качества.

На фотографиях, представленных на стендах выставки, можно увидеть   художников, чьи имена в течение длительного периода нигде не упоминались. Некоторых из них можно найти в коллекции Вячеслава Моше Кантора, музея MAGMAСреди которых – главный художник Гознака, заслуженный деятель искусств РСФСР Иван Иванович Дубасов –  «патриарх денежного дела», его заместитель – Сергей Акимович Поманский,  Майя и Юрий Лукьяновы, Виктор Ермаков, Сергей Андрианов. Один из снимков запечатлел художника-гравера Лидию Федоровну Майорову.

– Это моя мама, ее сфотографировали за рабочим столом. В руках  гравера были только лупа и  штихель. Всё, других инструментов не было. Ошибки были недопустимы, невозможны, ведь речь шла о государственных бумагах. Граверы умели «ловить микроны»: на глаз определяли размер рисунка, каждой детали. Посетителям выставки становится ясно, почему   классическая гравюра, выполненная вручную, на советских ценных бумагах являлась не только произведением искусства и украшением, но и надежной защитой от подделок. Художник  никогда не повторял свою работу, наносил штрихи по-новому. Пришло время вспомнить о людях, создававших произведения искусства, ставшие символами СССР на советских деньгах и марках, почтовых открытках и медалях, лотерейных билетах и почетных грамотах.

«Катенька» и «Петенька»

На рабочем столе Лидии Федоровны Майоровой всегда лежали образцы классической гравюры – «Катенька» и «Петенька»  – царские сторублевка и пятисотенная с изображением Екатерины II и Петра I.Так  учил Дубасов, так работал и он сам. Главный художник  Гознака хотел сохранить художественный стиль русских денег,   перенять с дореволюционных банкнот структуру рисунка, оформление вензелей и розеток. Учил соблюдать устоявшиеся традиции, касающиеся цвета купюр различного достоинства. Издавна повелось, что рубли печатались в желто-коричневой гамме,  «пятерки» – в сине-голубых тонах, «червонцы»  –  в красно-оранжевых.

Л. Ф. Майорова  –  в те годы Лида Жаворонкова – пришла в Специальное ремесленное училище Гознака по воле случая: родственники увидели объявление о наборе детей. Шел 1943 год.   Школа, в которой она закончила седьмой класс, находилась у линии фронта. Разруха, голод. Во время уроков в школе   чернила замерзали. Лиду приняли в Ремесленное училище Гознака – именно такой статус получило новое учебное заведение. В училище подростков кормили два раза в день, выдавали бушлаты, сшитые по размеру, ботинки на деревянной подошве, девочкам – даже чулки. Многие квалифицированные специалисты Гознака погибли, им нужна была замена. В училище готовили выпускников  редких профессий, это были граверы-художники, графики, гильоширы, пуансонисты, гальванщики, печатники. Учащиеся помимо основных предметов изучали историю искусств, теорию теней и перспективы, композицию, организацию производства, пластическую анатомию. Их водили в музеи,  была  собрана большая библиотека, в художественной мастерской стояли мольберты, сохранились гипсовые головы Давида, Антинойя...

На выставке к Галине Анатольевне подошел мужчина, показал  десятирублевые купюры, выпущенные полвека назад, попросил уточнить, действительно  ли на них подпись Майоровой. 

– Да,  мама так подписывалась.  Деньги с ее автографом. Мама гравировала портрет Ленина на  10-рублевой купюре  1961 года. В начале 60-х годов в дизайне денежных знаков была канонизирована идея величия СССР,  образ  Ленина становится непреходящим элементом графики на купюрах, но портреты выполняли разные художники. На 5-рублевой купюре тоже  гравюра  Майоровой  –  Спасская башня . Я всегда гордилась тем, что таких художников, как моя мама, во всем Советском  Союзе было всего несколько человек. Современные компьютерные технологии вытесняют ручную технику. Школу русской резцовой гравюры на Гознаке не сохранили, в 90-ые годы  все изменилось,   но тем более    ценными становятся работы, выполненные в  лучших классических традициях.

Многие мастера Гознака уже ушли из жизни, но о них еще могут рассказать их друзья, дети, ученики.  Во время экскурсии девушка остановилась у стенда с работами Сергея Акимовича Поманского –   автора многих проектов Гознака. Выяснилось, что художник – ее дедушка. Она удивилась: «Неужели это интересно многим людям?» Материалы для экспозиции собирались буквально по крупицам. Иногда обращались к родственникам художников, но слышали в ответ: все выбросили во время ремонта. Несмотря на трудности,  удалось собрать эскизы, наброски, гравюры, марки, открытки, советские деньги, купюры иностранных государств, выполнение на Гознаке. Например, Лидия Майорова выполняла  заказы для Болгарии, работала над гравированным портретом Шиллера, размещенном на немецких марках. Когда выставка «Секретные советские художники» экспонировалась в Германии, на нее специально приезжали специалисты Дрезденской галереи. Многие не слышали, что  национальную валюту других стран разрабатывали в Советском Союзе.

- Эскизы, зарисовки гознаковцы часто выполняли во время обеденного перерыва. Это была не основная работа, а приятное занятие для передышки. Свою работу художники Гознака сравнивали с работой пожарных. Пожар – стране нужны денежные знаки. Художники, граверы, как пожарные, быстро выполняют свою работу. К счастью, пожар бывает не каждый день. В промежутках между «пожарами» были марки, открытки, пригласительные билеты. Наша задача – сохранить эти материалы, рассказать о художниках Гознака, открыть в Раменках музей графической культуры.

Галина Анисимова:
«Большая часть материалов, которые были представлены в Центральном доме художника, сейчас передали  в Музей «Подпольная типография 1905-1906гг» (ул. Лесная,д.55), там 22 октября откроется новая выставка. Другую часть  экспозиции передаем на выставку в Дом-музей М.С.Щепкина» (ул.Щепкина, д.47, стр.2). Мама гравировала портрет известного артиста  на марке, с музеем поддерживаем контакт».  Тема вызывает большой интерес публики. Наши выставки  проходили в разных городах России, Германии, Болгарии, Испании, последние –  в Академии ФСБ РФ и в Центральном Доме художника. 

Из истории дензнаков

История бумажных денег окружена мифами и легендами. Сообщали, что в личной библиотеке   графа Потемкина стоял «том, переплетенный в свиную кожу со страницами из 1000-рублевых банкнот». Другая история переносит из восемнадцатого века в  двадцатый. В Прибалтике, в 1919 году, коллекция банкнот использовались для растопки котлов на электростанции. У коллекционеров хранятся шелковые деньги; хивинские купюры выходили из употребления, из них  шили шелковые одеяла... На самые невероятные истории повествуют о фальшивых деньгах. 

Император Франции Наполеон весной 1812 года переслал своему варшавскому банкиру фальшивые российские ассигнации на 20 миллионов рублей. Войдя в Москву, Наполеон велел запустить печатный станок, привезенный в обозе. Этот станок был брошен бежавшими французами и много лет находился в домике на московском Преображенском кладбище. Наполеоновские фальшивые ассигнации наводнили Россию. В период с 1813 по 1817 год на территории России было выявлено 5,6 миллиона фальшивых ассигнаций. Основным средством борьбы с подделкой стали ассигнации с водяными знаками, которые воспроизводили портреты и даже картины русских художников.   Рисунки на ассигнациях выполняли граверы. Экспедиция  заготовления государственных бумаг , после революции Гознак , приглашала талантливых художников и граверов. Эта традиция продолжалась. В 1943году при Гознаке было создано профессиональное училище, которое готовило специалистов редких специальностей.

Ольга Шкабельникова

Материал предоставлен редакцией газеты

"НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ"


ФОТО:  Галина Анисимова ведет экскурсию по выставке в ЦДХ.