Вы здесь

Черновик для писателя – хрестоматия для читателя

В один из дней восьмидесятых годов прошлого столетия, мне удалось достать потрепанный номер «Роман-газеты» за 1975 год (№ 3), в котором была опубликована нашумевшая в те времена «Территория» Олега Куваева¹. Кстати, попробуйте сейчас достать именно этот номер журнала, я думаю у Вас не получится. Но дело не в этом популярном литературном издании и даже не в Олеге Михайловиче и его замечательном романе. Суть совсем в другом.

Так вот, выкроил я время и в предвкушении окунуться в мир чукотских просторов, трагедий человеческих судеб и завораживающий процесс поиска золотой жилы – в прямом смысле этого слова – как меня посетила мысль, от которой я долгое время не мог отделаться.

Бережно отложив в сторону, засаленные от тысячного перелистывания страницы журнальной «Территории», я вдруг живо представил себе весь процесс создания этого произведения. В моих облачных картинках писатель предстал передо мной, как пытливый, настойчивый исследователь, который изо дня в день изучает биографии будущих прототипов произведения, выискивает факты, отправляется в далекие командировки, чтобы услышать реальные истории, которые потом лягут в основу романа.

Этот процесс мне казался, да и сейчас кажется, неким реальным волшебством, магией. Мне вдруг захотелось оказаться рядом с этими людьми, которых люди, с придыханием называют писатели.

Я уверен – это стало бы настоящим приключением, незабываемым опытом и темой ностальгических излияний внукам!

Время идет, и я стал пробовать собственное перо, искать близкие мне темы и героев, создавать из них стройные сюжеты, витиевато подводя читателя к финалу. Иногда экспериментировал, а иногда выдавал клише. В общем, творил как мог. И вдруг, однажды, совсем невзначай прочел перед своим именем и фамилией слово «писатель».

Меня как током ударило: «Что это значит!? Как такое могло случится!? Кто присвоил мне это богом данное звание!?». Воображение вновь разыгралось. Перед моими глазами предстал длинный список из фамилий классиков прошлых глубоких веков, современников века минувшего, новых звезд «литературной сцены», и в самом конце, этого бесконечного и вместе с тем строго ограниченного списка, мелкими буквами, еле читаемо, стоит моя фамилия. Дух захватывает! Сам себе не верю!

Тогда я подумал, что все, о чем мечтал тогда, когда взял в руки «Территорию» Олега Куваева, уже сбылось. Я сам свидетель и участник процесса под названием «Написать книгу». Но эта мысль быстро улетучилась: «Не то! Совсем не то! Разве я могу сравнивать себя с настоящими писателями! У них всё происходит по-другому!».

Прошло еще немного времени, прежде чем моя мечта сбылась. Это произошло тогда, когда в нашу с вами жизни ворвался интернет, который позволил прикоснуться к тем событиях, к тем людям, к которым, не будь его, мы бы с вами не дотянулись. По крайней мере я.

Теперь, сегодня, сейчас я могу видеть практически весь процесс: рождение новых произведений у Владимира Вишневского; знать, что запланировал в своем творчестве Павел Санаев; первым услышать о новых открытиях Петра Федоровича Алешкина; быть в курсе событий в русскоязычном писательском сообществе Олега Воловика; разделить муки психоанализа Андрея Максимова; благодаря Павлу Алексееву наблюдать за деятельностью петербургского Союза писателей; гордиться сторонней причастностью к писательским изысканиям Дмитрия Дмитриевича Крылова. Пусть они и не догадываются об этом, пусть считают, что их страничка в социальной сети – это всего-навсего способ привлечь к себе внимание. Нет, для меня нет.

Я смотрю со стороны, как день за днем формируется литературное наследие будущих поколений, как проходит «естественный отбор» кандидатов в тот самый длинный, но ограниченный список легендарных фамилий. И, прокручивая ленту популярной социальной сети, всё больше убеждаюсь в том, что есть на том конце «провода» парень или девушка, которые, как я когда-то, размечтаются, и под влиянием грез возьмут в руки свое перо. Робко, не смело, как бы на черно, напишут несколько важных для себя слов, превращая виртуальное пространство в настоящую хрестоматию² современной русской литературы. И я осознаю эту ответственность!

Дмитрий Плынов

главный редактор ОИА "Афиша ПроАртИнфо"

писатель, публицист, журналист

г.Москва

___________________________________

Олег Куваев¹ - Олег Михайлович Куваев (12 августа 1934 — 8 апреля 1975) — советский геолог, геофизик, писатель. Выпускник МГРИ. Наивысшим успехом творчества Олега Куваева принято считать его роман «Территория», повествующий об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х—начале 1950-х гг. Начиная с 1975 г. роман выдержал более 30 изданий, в том числе в «Роман-газете» трёхмиллионным (два раза по 1,5 млн) тиражом. Издавался он и за рубежом: на французском, немецком, испанском, арабском, английском, вьетнамском и польском языках. Книгу переводили в республиках СССР, а в Европе роман вышел в 17 издательствах. Был экранизирован режиссёром Александром Суриным в 1978 на студии Мосфильм (в прокате с 1979), фильм был закуплен Союзфильмэкспортом для показа в социалистических странах.

Хрестоматия² (от др.-греч. χρηστομάθεια от греческих слов χρήση, χρήστης — использование, пользователь и mathein — учиться) — это учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или фрагменты из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.