Вы здесь

Аллюр роскошного искусства. 15-ый летний марафон спектаклей Романа Виктюка

Каждое лето в завершение сезона Театр маэстро Виктюка устраивает для зрителей феерию, парад великолепия – дарит любимым зрителям самые яркие спектакли репертуара.

Знаю тех, кто намеренно в это время не уезжает из Москвы в отпуск или оттуда уже возвращается. И не важно, сколько раз ты посмотрел обожаемые постановки - Виктюка много не бывает. Это то самое «эмоциональное меньшинство», как называет его Роман Григорьевич, которое все еще верит в вертикальное постижение мира через актерскую игру, где артист и есть сталкер.

За неделю до начала марафона в Пресс-центре ТАСС о юбилейном «забеге» рассказали сам Роман Виктюк, директор Театра Валерий Райков, актеры Дмитрий БозинАлександр Дзюба и Игорь Неведров.

Главный подарок для почитателей таланта Виктюка – предпремьерный показ «Федры». Трагедия одиночества, сочиненная Мариной Цветаевой, вдохновляет маэстро уже более тридцати лет. Символом нового театрального направления в 80-е сделала режиссера та его легендарная «Федра» в Театре на Таганке с Аллой Демидовой в главной роли.

На фото: На репетиции "Федры": з.а. РФ Дмитрий Бозин и Роман Виктюк

«Для нас эта премьера – очень большое событие, - сказал на пресс-конференции з.а. России Дмитрий Бозин. – Это реминисценция того старинного великого спектакля, которым я раньше восхищался. Теперь – новая версия, потому что другое время, другая энергетика и другие вопросы мы задаем сами себе и этому тексту Цветаевой. Я, в первую очередь, вопрошаю тому демону, который владел поэтессой, который владел Федрой, который вынудил их, как человеческих существ, отказаться от мира нормальных, понятливых, разумных людей – демон захвативший, демон овладевший, демон не пощадивший. Я думаю, что любой, кто выйдет на диалог с этим глубинным драконом внутри себя, пощажен не будет. И я хотел бы об этом поговорить со зрителем. Ведь, с одной стороны, прощенья быть не может, а, с другой – хочешь ли ты прожить без этого диалога?»

Он проникал в зрительские глаза на «Саломее», он исследовал это, будучи Воландом, он там этого дракона видел. А теперь глубинно чувственная поэзия Цветаевой, состояние души женщины с чудовищем внутри … Как отзеркалит зритель?

На фото: сцена из спектакля "Саломея": Саломея - з.а. РФ Дмитрий Бозин, Ирод - Александр Дзюба, Иродиада - з.а. РФ Людмила Погорелова

«Эксперимент, который мы поставим, - продолжил Александр Дзюба, - будет весьма любопытным, потому что некий азарт, вот этот Тезеев азарт – взгляд со стороны на то, что происходит – для меня большая неожиданность каждый прогон. Я занимаюсь, можно сказать, музыкальным оформлением этого спектакля – играю на живых барабанах – и от меня многое зависит, потому что если представить, что музыка максимально объективна, как запись на пленке или на цифре, то я категорически субъективен – я стараюсь быть внутри, в ткани процесса – реагировать на то, что делают мои коллеги, опираться на то, что сам чувствую в этот момент – я живой человек. Поэтому для меня это неожиданность от начала до конца. И я рад и счастлив, что, скорее всего, этой неожиданностью будет каждый спектакль. Мне очень интересно, мне очень любопытно».

«Мне «Федра» напоминает какое-то полотно, крупную форму - подобно картинам Брюллова или Иванова, - сказал Игорь Неведров. – Такое сейчас, я думаю, сделать не может практически никто. Цветаева создала удивительное произведение искусства, которое дает пищу для ума и для духа, а Роман Григорьевич с нашей помощью – еще и для уха. А владение энергией, которое могут позволить себе мои коллеги, уникально! Ведь пространство Театра Виктюка – это пространство чистого, кристального творчества. Здесь нет компромиссов ни с точки зрения режиссуры, ни компромиссов с артистом: выкладываемся как минимум на 100%».

На сто, двести, триста – для актеров Виктюка, похоже, границ не существует, добавляются только грани – новые, сверкающие, запредельные.

На фото: сцена из спектакля "Давай займемся сексом": Муж - Михаил Фатеев, Жена - з.а. РФ Екатерина Карпушина

Итак, с 14 по 31 июля, на сцене МТЮЗ 11 лучших спектаклей. Все начнется с «Федры», за ней – «Саломея» - известная декларация театральности, те самые странные игры Оскара Уайльда. Следом – «Давай займемся сексом»: спектакль, раскрывающий мотивы зависимости социальных проблем от людских сексуальных комплексов. Далее – «Нездешний сад» - театральное подношение великому Нурееву. Продолжит марафон премьера начала нынешнего сезона, пронзительная история о Чернобыльской трагедии и людях, оставшихся жить в зоне отчуждения – «В начале и в конце времен».«Последняя любовь Дон Жуана» подарит совершенно новый взгляд на уже ставшую мифологической персону знаменитого любовника. Спектакль «R&J: Ромео и Джульетта» возвратит нас к сценическим традициям Англии XVI-XVII веков и покажет вечную историю глазами юношей-студентов Британской морской школы. «Коварство и любовь» - жесткий вопрос режиссера своему зрителю: откровение о цинизме и подлости мира людей, превращении их в лишенных сострадания и веры агрессивных животных, о безжалостной машине современного общества, убивающей в молодых душах ростки истинных чувств и способность любить. Колючий и гротескный политический памфлет «Мастер и Маргарита» продолжает одну из главных тем творчества Виктюка – конфликт художника и власти. О знаменитой американской безголосой певице Флоренс Дженкинс и «священном огне» ее творчества расскажет «Несравненная!». Дважды будут сыграны «Служанки» - абсолютный триумф красоты и гармонии. И под занавес – снова «Федра» и «Саломея».

Живее, чем этот, театр найдется вряд ли. Он умеет заряжать нас позитивом, энергией, подъемом духа. И влюбившись в него однажды, с ним не расстаются никогда.

Наталья Косякова
обозреватель ОИА "Афиша ПроАртИнфо"
член редколлегии

г. Москва

 

Фото: Татьяна Чиченкова