Вы здесь

Образы Анны Карениной в кино

В романе "Анна Каренина" речь идёт о страсти, которую не приемлет христианство (мусульманство тоже), о супружеской измене, которая будет вызывать жестокие переживания в период любой «свободы женщины», о материнском предательстве ради пагубного влечения, которое также неприемлемо ни в каком обществе.

И действительно, если раньше из-за загубленной репутации бросались под поезд, а чиновники, лишь заподозренные в мздоимстве, и генералы, проигравшие сражения, - стрелялись, то теперь и вправду - зачем из-за таких"пустяков" переставать жить?!. Честь какая-то там!.. Нравственные терзания, совесть!..  О чём базар, пацаны?.. Ведь лучше "свалить из этой страны", с презрением вытерев об неё ноги...

В XIX же столетии понятия «честь», «патриотизм», «совесть», «нравственность» еще не были бранными…

Л. Н. Толстой недаром считался большим психологом, знатоком человеческих душ. Он написал лучший роман о ДИНАМИКЕ развития отношений «М и Ж». Это я как женщина пишу.

Мир мужчины - это весь мир. Мир женщины - особенно в позапрошлом веке, когда невозможно было стать бизнес-леди, - был сосредоточен только (!) на отношениях: с мужем, родственниками, кланом, детьми…  Но когда мужчина, как наш Вронский, добивается женщины, он возвращается к своей привычной жизни, своему миру, что для женщины, которая по-прежнему сосредоточена на отношениях (в данном случае с пылко любимым мужчиной), - катастрофа. Она начинает метаться, ревновать, думать об изменах... И – впадает в депрессию, описанную в XX веке психиатрами. В депрессию, которая и толкает порой человека на последний и жуткий шаг.

Спросите у любой самой крутой деловой женщины, чтобы она подумала, если бы ее мужчина вёл отдельную от нее жизнь. Этот лишь миф о "свободных отношениях", который активно поддерживается современными эгоистами, инфантилами и интимофобами.

Кира Найтли и Татьяна Самойлова. Кира показала женщину, подверженную порокам, истероидную, нервическую, взбалмошную, именно поэтому ее нервная система, по версии режиссера Джо Райта, и толкнула её на ужасный жест.

Татьяна Самойлова – настоящая Анна Каренина, брюнетка, с её милой полнотой, с её уральской раскосиной в глазах, - ужасно  мучается совестью и действительной безысходностью. Ее жизнь кончена. Она лишена материнства, статуса венчанной жены,  репутации и отлучена от высшего общества и в итоге – от Церкви. Потому что нарушила все социальные и нравственные законы.

В романе речь идёт о вечных вопросах, а не об интрижке отдельно взятой дамочки из высшего общества, как это происходит у героини Киры Найтли…

По замыслу русского гения,  Вронский испытывал страсть не к модистке и нимфетке, а к зрелой русской пышной женщине, при этом обладавшей манерами истинно светской львицы. Это обоюдная страсть, не знающая приличий границ! Татьяна Самойлова, актриса изумительная, мирового значения, абсолютно соответствует образу, задуманному Л.Н.Толстым.  В киновоспроизведении это очень важно.

А перед этим, в 1935 году режиссёр Клэренс Браун поставил одноимённый фильм с участием несравненной Греты Грабо в главной роли. Шведская и американская актриса  также старалась воплотить мятущуюся русскую женскую душу на экране. Но – её собственная харизма, томность, слишком тонкий стан, светлые пряди и пр., думается, помешали сделать это в полной мере.

Главный –  автор,  создавший  мир и своих героев,  режиссер же – лишь должен наиболее идентично воспроизвести замысел писателя.  А если не воспроизводит и демонстрирует своё творчество, то отходит от классического прочтения. Всё это хорошо демостритует новая культура кино - http://artpokaz.com

Как мужчина, граф, бывший офицер Лев Толстой смог понять и передать истинные терзания женской души? Это остается загадкой, которую пытаются поклонники творчества гения пытаются разгадать не одно столетие, читая и перечитывая роман. И... пересматривая фильмы.

Ирина Денисова

обозреватель ОИА "Афиша ПроАртИнфо"

г. Москва