Вы здесь

Культура регионов – народные промыслы провинции

В этой статье мы продолжим рассказ о национальном своеобразии искусства русской глубинки и о старейшем в России музее, бережно хранящем работы, составляющие значимую страницу нашей культуры, рязанском художественном музее имени И.П. Пожалостина. Часть этих талантливых произведений – образчики народных промыслов.

Народный промысел как отражение культуры регионов демонстрирует творчество не одного или нескольких умельцев, а целую школу со своими традициями и особенностями, сформировавшимися в давние времена. Крестьянское творчество так или иначе впитывало впечатления не только местной деревенской жизни, но и местной городской культуры, культуры дворянской усадьбы и ярмарочных представлений. В выставочных залах художественного музея имени И.П. Пожалостина самобытные образчики народного промысла оживают в работах рязанских мастеров: михайловское кружево, скопинская керамика, сапожковская игрушка.

Михайловское кружево

Кружево выплеталось во многих уездах Рязанской губернии, увлекались этим довольно непростым занятием как обычные крестьянки, так и горожанки. Для отделки народного костюма обычно использовали особый вид кружева – численный. Особенность его в том, что кружевной узор выплетается по памяти без использования нанесенного на бумагу рисунка. Такое искусное плетение требовало большого умения, им отличались мастерицы Михайловского уезда. Из разноцветных нитей умелицы создавали красочные узоры, ласкающий глаз. Плетение цветного кружева постепенно превратилось в Михайловском уезде в народный промысел. В стародавние времена один грамм такого кружева приравнивали к одному грамму золота. Местные мастерицы до сих пор хранят и продолжают традиции промысла, экспонируя свои изделия на многих выставках, посвященных культуре регионов России, как в нашей стране, так и за рубежом.

Скопинская керамика

Скопинский художественный керамический промысел, подчеркивающий своеобразие культуры рязанского региона, своим появлением обязан залежи светлых гончарных глин. Их местные жители использовали еще с XII века. Возникновение же самого народного гончарного промысла произошло во второй половине XIX столетия, когда умельцы стали изготавливать глазурованные керамические фигурки птиц, рыб и животных. Особенный декоративный шарм в керамику привносили коричневые, зеленые и желтые глазури, затейливо растекавшиеся на выпуклых деталях изделий. Местные мастера так же производили посуду для деревенских жителей, печные трубы, кирпич и черепицу. Во второй половине XIX века, во времена расцвета промысла, производство украшенных сложной лепниной глазурованных фигурных ваз и подсвечников, выполненных в виде чудных зверей и птиц, прославила скопинских мастеров далеко за пределами города. И в наши дни старинные традиции гончаров умельцев бережно хранятся и приумножаются – по-прежнему производятся по-настоящему уникальные образцы гончарного искусства: квасники, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов.

Сапожковская игрушка

Изготовление народной игрушки уходит своими корнями в стародавние времена. Изначально у славян игрушка была обрядовой и даже магической вещью – тотемным воплощением предков, духов (леших, русалок, домовых), божеств, птиц и животных. Так, например, фигурами домашнего скота украшали языческий храм очень почитаемого славянами бога Перуна, повелителя грома и молнии, покровителя князя и дружины. Именем Перуна клялись и скрепляли государственные договоры, его статуя стояла на холме рядом с дворцом великого князя Владимира, который, правда, после крещения Руси приказал сбросить всех идолов в Днепр, чем очень разобидел Киевлян. А игрушка, изображающая птицу, подкрепляла старинный славянский обряд выпускать пойманных птиц на волю. Согласно верованиям наших праотцов, отпущенные птицы с весточкой от живых улетали в славянский рай – Ирий, а их изготовленные в виде птиц-свистулек глиняные копии помогали общаться с душами предков, издавая колдовские "нездешние" трели. Позже игрушку-свистульку стали использовать как оберег, веря, что свист отпугнет нечистые силы. Со временем магические качества игрушки были преданы забвению, но древние представления о связи человека с силами природы сохранились в образах женских фигур (отзвуки языческих культов богини плодородия), животных и птиц (конь считался у славян знаком солнца, медведь был связан с представлениями о предке-тотеме и т.д.).

На территории Рязанской области сложилось несколько центров изготовления игрушки.

Один из промыслов зародился в деревне Александрово-Прасковьинке Сапожковского уезда в XVII-XVIII веках. Здесь местные умельцы лепили небольшие свистульки («улютки») в виде фигурок птиц и всадников, медведей, женщин с детьми. Игрушки расписывали анилиновыми красками в один или два цвета, иногда покрывали зеленой глазурью. Сегодня эти образчики народного творчества можно увидеть в выставочных залах рязанского музея.

Сегодня возможности изучения народного художественного промысла исчерпаны еще далеко не в полной мере. Играя яркими цветами театрализованного представления и уходя своими корнями в язычество, народные промыслы с лихвой отражают древние традиции художественного творчества славян. Именно поэтому изучение и продолжение традиций местных промыслов играет такую весомую роль в сохранении народной художественной культуры регионов России.

Татьяна Протасова

обозреватель ОИА "Афиша ПроАртИнфо"

Фото с сайта http://www.artmuseum62.ru