Вы здесь

Культура регионов – музеи провинции

Важная часть культуры регионов – провинциальные музеи – не только хранители истории. Они часть той среды, что с детства окружает горожан и пробуждает чувство сопричастности к местной культуре. Провинциальные музеи придают восприятию истории еще и эмоциональную окраску, прежде всего потому, что знакомят жителей с принесшими честь и славу своему Отечеству горожанами.

А таких на рязанской земле немало – крестьянский поэт Сергей Есенин, писатель маринист Алексей Новиков-Прибой, знаменитый ученый-географ Петр Семенов-Тян-Шанский, гениальный физиолог академик Иван Павлов, ученый и изобретатель Константин Циолковский. О некоторых музеях, чьих экспозиции посвящены жизни и работе знаменитых Рязанцев мы и расскажем.

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Почти четыре века возвышается над рекой Окой село Константиново – где в 1985 г. в крестьянской семье и родился великий поэт, проживший такую короткую жизнь, но успевший написать множество прекрасных стихотворений и поэм. Неоценимый вклад внес в культуру рязанского региона Сергей Есенин, его земляки и сегодня относятся к нему с большой любовью.

Рядом с домом Есениных, так же почти четыре столетия стоит церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная на средства владельца с. Константинова князя Александра Михайловича Голицына и отреставрированная и восстановленная в наши дни. В этой церкви и крестился и венчался великий поэт. Сегодня в Храме Казанской иконы Божией Матери регулярно проводятся богослужения.

Центр музея-заповедника – крестьянский дом родителей Сергея Есенина, где в 1965 году при участии сестер поэта был запечатлен дух того времени, когда Есенин приезжал в отчий дом. Так же была сохранена и отреставрирована усадьба помещицы Л.И. Кашиной, ставшей прообразом героини есенинской поэмы "Анна Снегина".

В Литературной экспозиции отображены жизнь и творческая судьба поэта: рукописи, прижизненные издания, стол, за которым работал Есенин на Кавказе, личные вещи Айседоры Дункан и Сергея Есенина, его посмертная маска. А в киноконцертном зале музея можно увидеть кинохронику, запечатлевшую моменты жизни великого поэта.

Музей К.Э. Циолковского

К.Э. Циолковского обычно называют калужанином, и это удручает его земляков из села Ижевское. Сегодня немногие знают, что именно здесь великий ученый и появился на свет в 1857 году в обедневшей дворянской семье. Позже она переехала в Рязань, где изобретатель-самоучка и ставил свои первые опыты, раскручивая кроликов на самодельной центрифуге.

Музей, посвященный ученому, находится на въезде в село Ижевское - это одно из старейших и красивейших сельских поселений области (первое упоминание о нем есть еще в грамоте рязанского князя Олега от 1387 г.). А сам музей был открыт в день 110-летия со дня рождения великого ученого-самоучки. Решение о создании было принято земляками Циолковского. История говорит, что произошло это после того, как в 1967 г. ижевцы написали письмо Юрию Гагарину первому космонавту Земли, и пригласили его в гости на родину основоположника космонавтики. Получив ответ Гагарина (позже письмо станет одним из экспонатов музея), земляки великого ученого ни минуты не сомневались – и основали музей.

В нем можно найти прижизненные издания работ и единственный прижизненный скульптурный портрет ученого. И, конечно же, много экспонатов, посвященных космическим открытиям и изобретениям Циолковского. А еще, например, макет первого искусственного спутника Земли, и спускаемый аппарат космического корабля «Союз-22», на котором 23 сентября 1976 г. возвратились на желанную землю космонавты В. Ф. Быков и В. В. Аксенов, а так же другие атрибуты “космической” жизни.

Местные жители относятся к своему земляку очень тепло и трепетно, ведь простой учитель самоучка Циолковский, не имея достаточно денег и даже не закончив гимназии (отчислен с третьего класса), но упорно трудясь и штудируя науки, в своем воображении создал дирижабли, поезда на воздушной подушке, космические ракеты и даже орбитальные станции. Просто ученый твердо верил – “невозможное сегодня станет возможным завтра”!

Мемориальный музей-усадьба академика И.П. Павлова

Знаменитый академик Иван Павлов – почетный член 132 академий и научных обществ, первый русский лауреат Нобелевской премии. С именем Ивана Павлова связаны все самые известные открытия в области физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности.

Открыть музей собирались еще при жизни ученого, но Павлов ответил категорическим отказом, пояснив свою позицию тем, что "настоящая оценка каждого деятеля происходит лишь после его смерти". Мемориальный музей был открыт 6 марта 1946 года в усадьбе, где прошло детство и юность ученого. Из документов, фотографий, книг, вещей создана экспозиция, воссоздающая атмосферу тех времен, когда здесь жил великий физиолог. Позже была восстановлены вся павловская усадьба: два дома (в распоряжении музея перешел еще один усадебный дом, построенный отцом Павлова),  летний дом-беседка, колодец, участок, где играли в городки и внушительный размеров фруктовый сад.

Вторая усадьба получила название Дом науки. В нем находится шесть залов, в которых представлено научное наследие великого ученого, кроме того, здесь проходят литературно-музыкальные вечера, посвященные жизни и научным открытиям Ивана Павлова, научные конференции, где проходит показ документальные кинофильмов, посвященных исследованиям по павловским темам.

Сегодня посетители музея могут не только увидеть научные экспозиции, но и принять участие в турнире игры в городки, посидеть "У самовара в доме Павловых" и угоститься чаем и сбитнем по семейному рецепту, узнать о традициях чаепития на Руси. В разные времена года в музее проводят исконно русские и православные праздники: Рождество, Масленицу, Пасху, а так же много игр и конкурсов для маленьких посетителей.

При всех сложностях, испытываемых сегодня провинциальными музеями, их роль в культуре регионов России не уменьшается, а возрастает. Некоторые провинциальные музеи становятся, в том числе и своего рода творческими союзами и даже общественными организациями и отличаются не только познавательной экспозицией, но и интересным замыслом развития. И даже при недостатке средств, оформляются новые выставки, применяются новые способы музейной работы, из хранилищ извлекаются любопытные материалы, при участии музейных работников в печати издаются интересные заметки о традициях, истории и культуре регионов России. Потому что, как говорил А. Крейн, “Может устареть все: пьеса, спектакль, кинофильм, симфония, книга. Не стареют лишь музейные коллекции”.

Татьяна Протасова

обозреватель ОИА "Афиша ПроАртИнфо"