Вы здесь

Александра Никитина. «Игры с другими детьми»

Несколько лет назад была опубликована пьеса известного детского драматурга и режиссёра Дамира Салимзянова «Игры с другими детьми». Пьеса написана по мотивам английских готических новелл и рассказывает о встрече детей с ангелами и тёмными духами – тоже детьми. Однажды на курсах повышения квалификации учителей моя коллега Елена Колосова демонстрировала методику «Чтение с остановками», используя как базовый текст эту пьесу. И вот, когда дав участникам занятия название пьесы Салимзянова, она спросила, как они думают, о чём будет эта пьеса, некоторые ответили – об инвалидах, некоторые – о мигрантах, некоторые – о чудаках, не похожих на других. И это было для дальнейшей работы настоящим подарком, потому что, конечно, пьеса глубинно, по сути, именно об этом.

Героини пьесы Моника и Кристина, встречаясь с «другими» испытывают сначала страх, потом любопытство, потом желание помочь, потом восхищение способностями, которых нет у них самих, потом привязанность и даже зависимость. Сами девочки тоже становятся другими, не похожими на своих сверстников – они взрослее сверстниц, и это кажется странным, отталкивает от них других детей. Тёмные духи пользуются этим, чтобы увести живых девочек за собой, ангелы помогают им стать самостоятельными, начать жить своей собственной, независимой жизнью, не забывать пережитой опыт общения с «другими», и ценить общение с обычными детьми.

Всё это, конечно, не о привидениях. Всё это о том общении, которого так не хватает большинству наших детей – об общении глубоком, подлинном, личностном и творческом. Наше общество сегодня разграничено множеством барьеров и условностей: «дети с Рублёвки», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «не русскоязычные дети», «эмо» и так далее и тому подобное. Во всём этом многообразии всё воспринимается не нормой, да, видимо, по сути, и не является ею. Потому что норма – эта та разница, которая стимулирует интерес к другому, непохожему. А болезнь – это ограниченность, агрессия, страх, депрессия и невозможность отделить свои личные ценности от ценностей группы.

Скрывшись за никами и аватарками, наши дети свободно общаются в условном, но, увы, часто формализованном и выхолощенном компьютерном мире. Но когда они встречаются «в реале», нередко жмутся, не знают, куда девать взгляд и о чём говорить. А часто и не решаются на такие встречи, потому что под маской может оказаться «другой», встреча с которым в «реале» не одобряется.

Общение с детьми-инвалидами, инклюзивное пространство образования в этом ряду особая проблема, но одна из похожих проблем. И наиболее здоровые и талантливые взрослые находят удивительные пути её решения. Прекрасные режиссёры детских и молодёжных театральных коллективов, например, Владимир Чикишев (Нижний Новгород), Светлана Шанская (Ижевск), Наталья Попова (Москва) уверены, что настоящее инклюзивное образование там, где условно-норамативные дети с удовольствием учатся у детей инвалидов, а не только помогают им. В театры «Пиано», «Птица», «Круг» здоровые дети и взрослые счастливы попасть на спектакли, потому что искусство, которое дарят им коллективы, состоящие из детей-инвалидов и здоровых детей – подлинное и светлое, обладающее качеством настоящей импровизационной игры и глубокого партнерского общения сцены и зала. Дети «Пиано» не слышат и не говорят. Но их пантомима говорит выразительнее слов. В «Птице» и «Круге» дети с разными заболеваниями среди нормативных детей, и каждый из них делает то, в чём он выразительнее и убедительнее других. Эти театры помогают здоровым детям в зале чувствовать, фантазировать, мыслить, так полноценно, как они не всегда делают это в повседневной жизни.

Проблема изолированности «других» - очень часто проблема той части общества, которая считает себя основной, «правильной», «здоровой». Именно так думают организаторы социально-образовательной акции «Лети, лети, лепесток!» - директор Центра психолого-медико-социального сопровождения (ГБОУ ЦПМСС) «Зелёная ветка» Елена Леонидовна Агафонова и руководитель социально-педагогического отдела Елена Николаевна Тян. Акция проходит пятый год, и в 2014 её эпиграфом стала строчка из стихотворения Веры Матвеевой: «Это все не для тебя -  это для меня,  это все не про тебя - это про меня…»

В рамках акции проходит много мастер-классов, посвящённых инклюзивному образованию, много творческих мастерских, где вместе рисуют, лепят, играют маленькие дети – здоровые и инвалиды. Малыши, чаще всего, даже не понимают, кто из них какой. А если и понимают, то, как правило, помогают друг другу и не испытывают дискомфорта. Но подростки… Это совсем другое дело. Они оценивают себя, смотрят на себя глазами сверстников и других придирчивых судей. Они всё понимают и очень тревожны. А общество почти не предлагает им конструктивных моделей общения с «другими». И в этом году в рамках акции «Зелёная ветка» было решено создать проект, в котором могут встретиться и полноценно продуктивно пообщаться здоровые подростки и подростки с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями. Е.Н.Тян размышляла так: «Как было бы интересно написать про тех, кто имеет свой очень личный и очень непростой опыт жизни с какими-либо ограничениями жизнедеятельности. Как было бы интересно, найти общие точки соприкосновения с Другим человеком, взглянуть на мир его глазами, а потом снова взглянуть своими. Как важно, пригласить в такой проект обычных подростков, в жизни которых таких встреч не было или, быть может, они таких встреч избегали... Как важно посмотреть в глаза друг другу, поговорить, задуматься и удивиться... Так родился инклюзивный журналистский проект «Человеческие истории».

Основными разработчиками проекта стали психологи Е.Н.Тян и Т.А.Климова и театровед, автор этих строк А.Б.Никитина. Площадку для занятий предоставил ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида № 2 города Москвы. В реализации проекта помогали РОО «Перспектива» и РОО «Круг» - общественные организации инвалидов, а наиболее активное участие приняли ученики ГБОУ СОШ № 840, ГБОУ СОШ 1794, ГБОУ СОШ №141, ГБОУ гимназия №1595 города Москвы.

Мы пригласили участвовать в проекте школьников, которым интересно попробовать себя в роли журналистов, и главное, которым интересны собеседники, другие люди, насколько бы они ни были непохожими на тебя.

Мы предупредили, что хорошая отметка по литературе для участия в проекте – не главное, а главное подлинность желания и мужество довести дело до конца. Мы разработали программу из четырёх занятий, основанную на активном групповом взаимодействии, тренингах, творческих играх, которая позволит нашим участникам развить свои способности к общению, освоить самые начальные азы журналистики, обрести новый человеческий опыт и реализовать небольшую толику своего творческого потенциала.

Мы понимали, что до финала проекта дойдут не все, и на каждом этапе кто-то будет отсеиваться. Поэтому каждое занятие мы строили так, чтобы оно обладало законченной ценностью. Например, на первом занятии мы не только обсудили, что каждого из участников лично больше всего занимает в проблемах инвалидов, не только поиграли в интервью со звездой и интервью с инвалидами, но в ходе этих игр и разговоров познакомили участников с романом замечательной психолога и писателя Екатерины Мурашовой «Класс коррекции». И многие ребята после тренинга отыскали роман и стали его читать. А взрослые узнали о существовании профессиональных книг этого автора, например «Ваш непонятный ребёнок» и «Любить или воспитывать».

Со второго занятия мы работали уже не только с нормативными детьми, но и с детьми-инвалидами. И им в этом занятии отводилась роль социальных тренеров. С нами работали ребята из общественных организаций инвалидов, обладающие гораздо большим опытом осознанного социального действия, чем наши начинающие журналисты. И их задачей было поддержать нормативных ребят в их журналистском дебюте, и дать конструктивную обратную связь. С этой задачей они прекрасно справились.

Потом была самостоятельная работа интервьюеров «в поле». И здесь самым главным было то, что каждый нашёл себе среди инвалидов и их педагогов интересного собеседника, сумел завязать контакт и получить настоящее удовлетворение от общения.

А на заключительном этапе ребята учились работать с текстом – выбирали самые интересные, выразительные, содержательные фрагменты интервью, искали для своих работ подходящие журналистские жанры, работали над стилем.

Работа в проекте была совершенно добровольной. И каждый сделал ровно столько, сколько на этот момент мог. Но нам кажется, что плоды детских трудов могут быть интересны достаточно широкому кругу читателей.

Ссылка на материал: http://klauzura.ru/2014/05/aleksandra-nikitina-igry-s-drugimi-detmi/

Александра Никитина

кандидат искусствоведения,

театровед, театральный критик