Рецензия к повести Дмитрия Плынова «Завтрак с Варварой, или поговори со мною, папа!»

Мне повезло, что я познакомился с писателем Дмитрием Плыновым, неординарным и творческим человеком. Я искренне рад и горжусь отношением ко мне и доверием в мой адрес со стороны автора. Дмитрий предложил мне прочитать «короткие зарисовки», касающиеся взаимоотношений отца и дочери, основанные на реальных беседах и ситуациях из жизни, высказав при этом свое мнение.

По роду своей профессии, а я семейный психотерапевт, мне приходится много читать, преподавать и передавать психологические знания, умения и навыки, касающиеся психологии развития, воспитания детей, налаживанию отношений в семье, адаптации детей в условиях школы и, конечно же, работать с семьями, а точнее – с проблемами во взаимоотношениях, в том числе между родителями и детьми.

Многие проблемы возникают из-за неумения и незнания того, как строить отношения, как воспитывать детей, как их обучать и как их учить жить. На тему воспитания и семейной педагогики написано много книг, однако то, что предстало моему взору, с одной стороны, не похоже на классические работы по психологии, а с другой стороны – это и есть практическая психология детско-родительских отношений, доступная и написанная понятным языком.

Произведение складывается из маленьких и поучительных рассказов, каждый из которых, в свою очередь, – практическое руководство к действию, к воспитанию и научению маленького человечка жить, и жить «по совести». Словно из маленьких жемчужин, каждая из которых яркая и незабываемая эмоционально, складывается целое произведение – жемчужное ожерелье.

По ходу чтения простых и в то же время глубоких рассказов, которые обучают, формируют внутренний мир и воспитывают Варю, раскрываются маленькие секреты, нюансы и хитрости воспитания. Здесь все как-то просто, понятно и, что очень важно, – легко применимо в жизни.

Это «жемчужное ожерелье» – сборник рецептов для воспитания здорового, счастливого и радостного человека. Не просто человека, а личности, способной избирательно и сознательно подходить к своим мыслям, эмоциям и поступкам, неся при этом личную ответственность. В психологии это называется воспитанием личности.

Скажу сразу, что бусинки я нанизал «в один присест». Я прочитал рукопись взахлеб, и меня накрыло эмоционально, поскольку я разделяю чувства, переполняющие автора, так как у меня тоже растет дочь, для которой на сегодняшний день я стал другом.

В жизни родителей есть три периода: первый – когда у них родился ребеночек (пока ребенок помещается поперек кровати), второй – когда они понимают, что у них сын или дочь, и третий – когда подросшее чадо становится другом или подругой для своих родителей, имея возможность открыто выражать свои мысли и эмоции, а также советоваться и советовать своим родителям, что и как делать. Читая это произведение, переживал моменты, когда мне хотелось плакать, а если быть честным до конца, я пускал скупую мужскую слезу, вспоминая, как это было у меня.

Тонкость изложения достаточно сложных понятий и категорий психологии приводила меня порой в недоумение: как, оказывается, легко и просто можно передать детям ту информацию, которую иногда и курс университетской психологии не до всех доносит.

Особо выделяется «красота» привития социальных навыков, описанных автором: как правильно вставать с постели для утреннего настроения; как, с кем и почему здороваться, общаться; как ходить в магазин за покупками; сколько «стоят» деньги; как формировать ответственность и прививать социальные роли – так, оказывается, можно формировать характер ребенка, закладывать основы добра и зла, передавать чувственное восприятие окружающего мира, себя и других людей, а также развивать ощущение себя и своего места в этом непростом мире. Все это способствует многогранному и гармоничному развитию маленького человека в большом мире, дает фундамент для дальнейшего познания и совершенствования.

Беседы с дочерью о толерантности, сопереживании, эмпатии, дружбе, самооценке, равнодушии, зависти, доверии и многом другом, внезапно врывающимся в детский мир из окружающего пространства, которое и называется жизнь, – это одновременно и спасательный круг, брошенный взрослыми, и адаптация к жизни взрослых, которая позволит ребенку в дальнейшем приобрести самостоятельность и ответственность при выборе профессии, выбрать спутника жизни и в целом определит жизненный путь.

Я знаю, что у каждого родителя процесс воспитания проходит по-разному. Однако я так же знаю, что есть родители, которые не уделяют должного внимания разъяснениям и объяснениям всех тонкостей устройства мира. Это не потому, что они не хотят, скорее, потому, что не умеют. Этому есть простое объяснение – их специально никто не учил быть родителями. Данное произведение – учебник «Как быть хорошим родителем для хорошего ребенка». Прочитав этот учебник, каждый родитель возьмет для себя что-то свое и по-своему передаст ребенку. Читать учебник можно (и, наверное, нужно) вместе с ребенком, при этом разъясняя ему на «живых» примерах из его же жизни, что и как устроено, как поступать в той или иной ситуации.

Я уверен, что данное произведение принесет пользу читателям и подарит радость и удовольствие как родителям, так и их детям.

С УВАЖЕНИЕМ!
Александр МАКАРОВ,

клинический психолог, семейный психотерапевт, член Правления Московского объединения психотерапевтов, психологов и социальных работников, руководитель секции «Семейная психотерапия» (МОП), член Российского психологического общества, член ассоциации детских психиатров и психологов, медиатор семейных конфликтов.

 

© В статье использованны элементы обложки и иллюстрации к повести Дмитрия Плынова "Завтрак с Варварой, или поговори со мною папа!".

Автор иллюстраций: художник Диана Суржина

Все права защищены! Полное или частичное копирование статьи и иллюстраций только с указанием автора и прямой ссылки на ресурс.

Комментарии

Александр,я уверена,что Ваша рецензия пробуждающая интерес к повести. Вам действительно повезло,что знакомы с таким человеком.И хотя я не часто общаюсь , и только в виртуале ,но этот писатель мне созвучен душою. Вы, раскрывая суть повести Дмитрия,так заинтриговали меня и даже не как родителя, а просто как человека , ещё любящего разбираться в себе и мире. Я,например,до сих пор не знаю,как вставать утром с хорошим настроением.:)) .А уж тем более научить этому малыша. Иллюстрации Дианы очень живые, выполненные в черно-белом вызывают желание их раскрасить,как в детстве. спасибо,что вы их вставили в свою статью.ну,если Вы,как профессионал рекомендуете эту книгу как учебник,я думаю,она будет иметь успех.

Содержательный и полезный отзыв на новую книгу Д.Плынова психолога-практика Александра Макарова. Он приглашает читателя к обстоятельному осмыслению и прочтению повести. Что уже немаловажно. А она заслуживает внимания, и не потому, что рассказывает о частном примере ( хотя и это необходимо), а знаковая своим обобщающим проблемным полем. "По частям" человека не воспитаешь, как это иногда бывает в практике, например, школьного образования : эстетическое воспитание, трудовое, этическое и т.п. Или в семье - ребёнку, якобы, заранее,уготована участь музыканта или спортсмена. Если в каждом из этих направлений преобладающим не будет обеспечен комплексный психологический подход, вместо успеха получим демагогию или формализм, или ущербность другого морально-этического порядка. "Завтрак с Варварой, или поговори со мною, папа!" ценен именно системностью психологического подхода к личности ребёнка, в каком бы возрасте он не находился. Психологические установки, мотивы, потребности - это те компоненты поведенческих актов, от которых зависит становление социально-значимого самовыражения. Отрадно, что повесть ориентирует воспитателей на их формирование. Поздравляю, Дмитрий Геннадиевич, с очередной достойной художественно-прикладной работой, насущной и общественно значимой. Спасибо и Александру Макарову за профессиональный подход в определении значения повести для практики воспитания.

Не читая самого произведения Дмитрия, я сразу настроилась на позитив.Знаю этого автора из личных с ним бесед на одном из форумов.Но прочитав такую блестящую рецензию, я с удвоенным желанием захотела почитать и саму книгу .И главным лейтмотивом этой книги можно назвать эти слова :" Данное произведение – учебник «Как быть хорошим родителем для хорошего ребенка». Прочитав этот учебник, каждый родитель возьмет для себя что-то свое и по-своему передаст ребенку. Читать учебник можно (и, наверное, нужно) вместе с ребенком, при этом разъясняя ему на «живых» примерах из его же жизни, что и как устроено, как поступать в той или иной ситуации." Спасибо!

Прочитала рецензию на книгу Дмитрия Плынова, она мне понравилась, не смотря на то, что с некоторыми моментами я не совсем согласна. Будет замечательно, если она привлечет внимание к себе широкий круг людей. Польза от этого будет.

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку. ВНИМАНИЕ! Чувствительна к регистру. 7 знаков
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
© 2011 - 2018 Общественное информационное агентство в области культуры и искусства Афиша «ПроАртИнфо» | Пользовательское соглашение

СМИ зарегистрировано РОСКОМНАДЗОР Эл № ФС77-59025 от 18 августа 2014 года