О влиянии современной литературы на культуру регионов России

Культурная жизнь провинциальных регионов – это театральные представления,  музейные и художественные выставки и, несомненное и даже главенствующее влияние литературы. В нашей статье затронем значение влияния современных изданий на сердца и умы читателей.

Являясь «культурой души», литература оказывает несомненное влияние на «культуру ума» как в столице, так и в регионах. Не случайно 2015 год объявлен Годом литературы, открытие которого состоялось в  Петербурге, во Всероссийском музее Пушкина. В России литература всегда занимала и занимает совершенно отдельное место. В этой связи интересно взглянуть, кто же они – современные “инженеры человеческих душ”.

Рассмотрим двух довольно популярных авторов, с притязаниями на исторический и даже философский взгляд на жизнь России.

На полках книжных магазинов полно активно разрекламированных изданий Акунина, автора, который не так давно громко сообщил жителям России: “Трезвому с пьяными в одном доме неуютно”. И так же беспрестанно продвигаются книги Улицкой, по словам которой “в России общество соглашается на многие довольно подлые вещи”. Так кто же такие эти громко распиаренные авторы – может быть это наследники и продолжатели либеральных идей и литературная совесть нации, талантливые писатели, радеющие за благо страны и формирующие культуру не только столицы, но и регионов… Попробуем разобраться.

В свое время в издательстве АСТ вышла книга Бориса Акунина «Истории Российского государства».

Вот как комментирует в журнале Воздух (vozduh.afisha.ru) этот “литературный труд” кандидат исторических наук Никита Соколов.

“По существу это даже не связное повествование, а простое собрание выписок, прежде всего —из “Повести временных лет”, которую автор отважно полагает единственным письменным источником… баснословные предания сопровождаются комментариями из трудов историков: Николая Карамзина, Василия Ключевского, Сергея Соловьева и Георгия Вернадского. Почему в эту почтенную компанию затесался обильно цитируемый Александр Дмитриевич Нечволодов — генерал-лейтенант Главного штаба и составитель патриотических басен о России, утверждавший, в частности, что “кентавры и амазонки были русские”, а “Троей овладели предки донских казаков” — понять решительно невозможно. Существенно, однако, что все эти исторические своды… современного состояния науки никак не отражают”.

Как справедливо пишет один из критиков труда Акунина  - “Как грустно, архивными материалами автор не пользовался”.  Именно потому в его “литературном труде” встречаются перлы вроде “Евроазиатская цивилизация, частью которой мы являемся, самим своим возникновением обязана окончанию последнего ледникового периода” или “Южнее Великого Леса, где сидели в своих болотах древние финны, тянулась Великая степь, она же Дикое Поле — широкий коридор, по которому кочевые народы вторгались через урало-каспийские “ворота” в Европу”. Примечание: Дикое Поле — это равнина между реками Днестром и Доном, Великая же (или Евразийская) степь всегда простиралась от начала Восточной Европы почти до берегов Тихого океана.

Вывод - писатель так и не смог выйти за рамки жанра фантастической беллетристики. А, как известно, ценность исторического труда определяется отнюдь не размером амбиций автора и количеством тиража. Потому что большущим тиражом можно издавать и откровенную чушь.

Следующий персонаж, претендующий на роль литературной совести нации – Людмила Улицкая.

Рассмотрим одно из ее произведений “Зеленый шатер”. По словам Улицкой “За 70 лет советской власти страна превратилась в лагерь, в котором половина людей сидела, а половина их охраняла, столько ненависти накопилось, взаимной нетерпимости, агрессии... Мне хотелось показать картину изживания зла, признания его в себе, хоть какого-то примирения мучительных противоречий, которыми жил советский человек в 20-м веке”. И сегодня, по словам писательницы “идет процесс сталинизации, возврата к имперским идеям”.

Так ли это – оставим на совести писательницы. Но, в связи со всем вышеизложенным, говоря о тех кто влияет на уровень культуры в регионах России, вернемся к вопросу о либералах.

“Вон либерал во все копыта летит к амбару за пайком;
Кто ест из общего корыта, не должен ср*ть в него тайком”.
Игорь Губерман

В СССР по большому счету не было понятия либерал. Но были так называемые диссиденты, вышедшие из интеллигенции и открыто критиковавшие коммунистическую идеологию (хотя, ради исторической справедливости стоит отметить, что сам термин диссидент был придуман на Западе). Среди диссидентов были люди самых разных взглядов. Самые известные из творческих диссидентов – Сахаров, Бродский, Солженицын.  Стоит отметить, что многим сегодняшним неолибералам (назовем их так, чтобы не осквернять память русских представителей либеральных взглядов - великого поэта Державина, государственного деятеля Сперанского – основателя Царскосельского Лицея, да и того же незабвенного Чернышевского) до них, как пелось в одной советской пародийной песенке “лететь и лететь”. Ибо диссиденты в свое время боролись не за деньги, а за идею. И в те времена быть противником существующей идеологии было равнозначно психическому расстройству. Сегодняшние либералы – это скорее “диванные вояки”, которые с литературных и не только гонораров покупают недвижимость за рубежом и  время от времени через социальные сети или газеты обличают “режим тирании” и “тирана”. И, помимо этого, для своей страны ничего сделать не в состоянии.

Неолибералы от литературы, как в жизни, так и на страницах своих книг любят кричать о лжи, причем сами ссылаются на недостоверные источники или надергивают удобные для них отдельные факты или басни и вокруг них уже раскручивают целую историю – приведенная выше книга Акунина тому яркий пример.

Сюжет их произведений прост и незатейлив - в некоей придуманной ими реальности главной проблемой Человека становится не отсутствие инициативы, ответственности или невысокий уровень образования и культуры, а Тиран и диктатура. Вы не найдете в произведениях писателей неолибералов обычных житейских трудностей в виде преступности, одиночества, бедности. В придуманной авторами реальности угнетенный Человек страдает только от недостатка свободы и раскаяния за “преступления” прошлого.

Конечно, простому читателю сложно разобраться экономических и других проблемах общества – нужен довольно высокий уровень образования, привычка много читать, разбираться и думать… а на это готов далеко не каждый – вот и верит читатель в незамысловатую фабулу, что нужно просто кого-то или что-то обвинить в своих бедах (плохие законы, государство или самого Тирана), обвинил - и живи себе дальше, от тебя же ничего не зависит. Пример тому книга Улицкой “Зеленый шатер”. Но все же здравомыслящий человек (пусть и не всегда “на ура” принимающий  происходящий в жизни его страны события) воспринимает такой литературный кич с большим скепсисом – и, слава, Богу!

Настоящий либерал говорит  “Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать”.

А что говорят нам неолибералы? Вот типичный пример тактики, взятый из блога Акунина, где он пишет:

“Я сейчас все чаще думаю не о том, какие еще испытания России придется пройти, сколько о том, какую кашу придется расхлебывать потом.   Конечно, очень многое будет зависеть, во-первых, от того, сколько еще времени продержится режим, и… как он сменится: бескровно или кроваво.  В плохом варианте неизбежны экономический коллапс, гиперинфляция и огромный внешний долг. Но даже если судьба сжалится над Россией и режим сменится скоро и бескровно, тяжелых проблем будет очень много.

Прежде чем приступим к обсуждению, хочу предупредить: путинисты, вы на эту дискуссию не приглашаетесь. Буду банить. Те, кто считает, что этих проблем не существует, не пишите мне про это – просто отдохните”.

Вот так. Очень толерантно и либерально. Так для чего все это – зачем все эти провокационные обсуждения, затевающиеся неолибералами от литературы в социальных сетях и их громкие заявления в прессе? В конце концов, Акунин сам отвечает на этот вопрос, резюмируя  в одном из блогов: “Надо создавать как можно больше инфоповодов, чтобы рекрутировать новых читателей”.

 

Татьяна Протасова

обозреватель ОИА "Афиша ПроАртИнфо"

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку. ВНИМАНИЕ! Чувствительна к регистру. 7 знаков
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
© 2011 - 2018 Общественное информационное агентство в области культуры и искусства Афиша «ПроАртИнфо» | Пользовательское соглашение

СМИ зарегистрировано РОСКОМНАДЗОР Эл № ФС77-59025 от 18 августа 2014 года