Астраханский государственный театр Оперы и Балета сегодня!

Астраханский оперный дом.

Астрахань славится своим историческим прошлым. В средневековье здесь, на западном берегу Волги, на пересечении многочисленных торговых путей была основана столица Золотой Орды. Позднее, к середине XVI  века город становится военным форпостом на юго-востоке и главными торговыми «воротами» в Азию. Астрахань была последним оплотом народного бунта Степана Разина и получила новое рождение благодаря Петру I. В небольшом, но очень уютном городе и сейчас бережно сохраняется историческая память. В самом центре расположен Астраханский Кремль – уникальное по своему значению архитектурное сооружение. Успенский собор и надвратная Пречистенская колокольня – самые узнаваемые символы Астрахани. В городе есть Астраханский музей-заповедник и музей культуры Астрахани, картинная галерея им. П.Догадина, филармонический концертный зал  им.М.Максаковой, театр кукол и ТЮЗ, консерватория, цирк, киноцентры, музеи и парки культуры и отдыха, храмовые сооружения всех конфессий.

Всего 3 года назад в Астрахани появилась ещё одна достопримечательность, которую можно по праву назвать жемчужиной  южного города – Астраханский государственный театр Оперы и Балета. Это одно из самых больших сооружений культуры в России и один из крупнейших театров восточной Европы. Масштабы,  внутреннее убранство и техническое оснащение поражают размахом и великолепием!
 

С 2011 года в новом здании театра была осуществлена постановка самых известных и любимых классических произведений. За 3 театральных сезона на Большой сцене зрителям были представлены оперы «Черевички или Ночь перед Рождеством», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Отелло» Дж.Верди, балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.Чайковского, «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Дон Кихот» Л.Минкуса.

Техническое оснащение театра позволяет создавать постановки любой сложности, а молодая и амбициозная команда постановщиков активно использует все имеющиеся ресурсы. Например, в спектакле Дж.Верди «Отелло» на сцене появляется Триумфальная арка, установленная на поворотном круге. Интересно, что сцена Большого зала имеет наклон. Такая конструкция сцены необходима  для осуществления балетных постановок, а вот для оперных спектаклей, наклон создаёт дополнительные сложности. Только за счёт конструктивных особенностей декорация, не имеющая ни одного прямого угла, при повороте на 360̊ остаётся устойчивой. В спектакле «Евгений Онегин» П.Чайковского активно используется нижняя механика сцены. Планшет сцены не является целостным, он состоит из пяти подъёмно-опускных площадок с люками-провалами. Первые площадки могут подниматься и опускаться на высоту до 2-х метров, площадки в глубине сцены – ещё больше. Всё это оборудование оснащено системой компьютерного позиционирования и впервые выступило как часть сценографии именно в спектакле «Евгений Онегин».

Параллельно осваивается уникальное камерное пространство Малой сцены. В зрительном зале, выстроенном по принципу амфитеатра, коллектив показывает спектакли и концерты для детей и взрослых. Юная аудитория разных возрастов посещает одноактные мюзиклы: «Кентервильское привидение» В.Плешака, «Золотой цыплёнок» В. Улановского, «Кот в сапогах» В.Березина и др. Также на Малой сцене с успехом идёт единственная в мире танго-оперита А.Пьяццоллы «Мария де Буэнос Айрес».

Астраханский театр Оперы и Балета ведёт активную гастрольную деятельность. Коллектив выезжал в Волгоград, Элисту, Ставрополь, Владикавказ, Ессентуки, Кисловодск, Астану (Казахстан). Осенью 2013 года более месяца астраханский балет гастролировал в разных городах Великобритании. В настоящее время балетная труппа театра готовится к гастрольной поездке в Германию. Кроме того, театр интенсивно работает с детской аудиторией. Большое внимание уделяется выездным концертам и спектаклям, которые проводятся в детских социальных и медицинских учреждениях Астрахани и Астраханской области.

Театр быстро стал настоящим брендом города, символом современной Астрахани: его с гордостью показывают гостям, к нему ведут туристов, на его фоне фотографируются молодожёны, его изображение появилось на астраханских сувенирах. Театральный парк, окружающий театр со всех сторон,  постепенно превращается в одно из любимых мест для посещения и прогулок астраханцев разных поколений не только в теплый период, но и в морозы. Сказочный проект иллюминации и убранства парка в зимний период 2013-2014 года был признан одним из лучших в городском конкурсе праздничного украшения Астрахани «Новогодняя сказка». 

Это интересно:

Более 54 тыс. кв.м. – площадь театра

20 метров – ширина сцены

Более 50 репетиций до премьеры

200-300 костюмов задействовано в одном спектакле,

около 5 тыс. – находятся в театральных хранилищах

1 месяц уходит на создание одного костюма

Коллектив театра – более 500 человек

6 театральных премьер ознаменовали 18 театральный сезон 2013-2014 гг.

В 2012-2013 году Астраханский театр Оперы и Балета номинировался на престижную Национальную театральную Премию «Золотая маска» с операми «Пиковая дама» и «Мадам Баттерфляй».

В 2013 году астраханские артисты выступали на сцене музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Премьерный спектакль 18 театрального сезона «Евгений Онегин» П.Чайковского полностью создан в мастерских театра.

В 2014 году в театре отрылась Литературная гостиная, где воссоздан дух «старой Астрахани».

В Театральной галерее проходят персональные выставки художников, а Театральный музей представляет зрителям уникальную коллекцию, рассказывающую историю театра.

Для жителей и гостей города проводятся экскурсии, где можно насладиться не только роскошным убранством здания, но и узнать тайны театрального закулисья.

Спектакли и концерты на открытом воздухе

Астраханский театр Оперы и Балета первым из астраханских театров начал проводить спектакли и концерты на открытом воздухе. В июне 2012 года зрители увидели в театральном парке балет «Концерт Рахманинова», осенью 2013 артисты оперной труппы осуществили цикл концертов «Осенние вечера», а в мае 2014 состоялся фестиваль «Музыка на траве».

В октябре 2012 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации впервые на Соборной площади Астраханского Кремля была представлена опера М.Мусоргского «Борис Годунов».  Постановка стала самым значительным культурным событием Астраханского региона в 2012 году и первым в истории города спектаклем, исполненным под открытым небом.

 

 

 

 

«Князь Игорь» Александра Бородина в Астрахани

5 и 6 сентября 2014 г. Астраханский государственный театр Оперы и Балета представляет грандиозный театральный проект – эпическую оперу Александра Бородина «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля. Источником для либретто, написанного самим композитором, послужил величайший памятник древнерусской письменности XII века «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе князя Игоря Северского против завоевателей-половцев. В опере затронуты важные вопросы верности, чести, любви к родине, мужественного подвига во славу Руси. Рассказ об исторических событиях начала русской государственности и в XXI веке не теряет своей актуальности. Постановка величайшей эпической оперы А.Бородина «Князь Игорь» Астраханским театром Оперы и Балета – событие не только всероссийского, но и мирового культурного значения – осуществляется по инициативе и при поддержке губернатора Астраханской области Александра Жилкина, с благословения Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Ионы, Митрополита Астраханского в стенах величественного историко-архитектурного ансамбля, в самом сердце столицы Прикаспийского региона. 

Постановка оперы приобретает ещё большую значимость накануне проведения в Астрахани в сентябре 2014 года саммита глав прикаспийских государств.

В сентябре в Астраханском Кремле оживут исторические события, оказавшие решающее влияние на формирование Российского государства. Перед зрителями предстанет поистине грандиозное зрелище: масштабные видеопроекции на фасадах Успенского Кафедрального собора и Лобного места, солнечное затмение и вид огромного войска, уходящего на битву с врагом, неистовство половецких плясок на фоне горящей Руси и возрождение русской земли. В постановке задействованы солисты, хор, балет, симфонический оркестр, все производственные цехи и технические службы крупнейшего театра юга России. Всего более 600 человек!

В спектакле под открытым небом постановщиками будет создано полноценное сценическое действо, что в таких условиях представляет собой явление исключительное. Большинство попыток исполнить оперу на открытом воздухе заканчивается концертом в костюмах из-за целого ряда неразрешимых проблем: начиная от неподдающегося в открытом пространстве контролю сбалансированного звучания оркестра, хора и солистов, и, заканчивая непредвиденными метеорологическими условиями. В европейской оперной традиции известен целый ряд фестивалей open-air, в которых предусмотрены специально оборудованные площадки для представления музыкальных спектаклей. Все эти фестивали имеют многолетний (а иногда многовековой) опыт работы под открытым небом и пользуются очень большой популярностью. В России сложилась практика сооружения временной сцены и навеса над оркестром для проведения такого рода представлений. В своём кремлёвском спектакле постановщики сознательно отказываются от подобных приспособлений. Создавая, таким образом, для себя менее комфортные условия, они не перекрывают великолепных архитектурно-исторических декораций пластиковым навесом и используют  ландшафтные особенности прилегающей к Лобному месту территории как единственно возможное игровое сценическое пространство. Это даёт поразительный эффект и зрелищность всему происходящему. Ширина игровой площадки составляет около 80 (!) метров, а её высота оказывается подчинённой главной архитектурно-исторической достопримечательности города – Успенскому кафедральному собору и даже Пречистенской колокольне. 

Зачастую для привлечения публики, современный музыкальный театр прибегает к эпатажным трактовкам и эстетическому радикализму в постановках произведений, ставших национальным классическим наследием. Особенно часто можно встретить эксперименты с операми, сюжеты которых основаны на событиях отечественной истории. Прямолинейное «осовременивание» и актуализация обычно приводят к противоречивому конфликту музыки и действия, вызывает негодование и непонимание зрителей. Постановочной группе «Князя Игоря» в Астрахани чужд этот путь. Однако ни в коем случае их концепцию нельзя назвать консервативной, а уж тем более ретроградной или отнести к разряду сухих «музейных» реконструкций, свойственных традиционалистским постановкам. Поиск индивидуального решения классического произведения, его глубокое созвучие сегодняшнему дню, внятность концепции, запоминаемость визуальных образов как в сценографическом решении, так и в трактовке действующих лиц, подробная работа над деталями, устремление к целостности всего представления во всех его составляющих – вот основные принципы работы постановщиков над астраханским «Князем Игорем». Спектакль, представленный под открытым небом, будет перенесён на основную сцену театра в сезоне 2014-2015 гг. накануне празднования 70-летия Великой Победы. 

Масштабы производства.

Создание постановки включает в себя изготовление декорационного оформления, пошив костюмов и обуви, изготовление бутафории и реквизита, аренду светового и звукового оборудования, благоустройство зрительской зоны, изготовление печатной и сувенирной продукции, проведение рекламной компании, производство фильма о создании спектакля, прямую телевизионную и интернет трансляцию, с последующим выпуском DVD-диска с полной записью спектакля. Одним из важнейших компонентов предстоящего зрелища должен стать видеоконтент. По замыслу постановщиков, видеопроекция должна транслироваться на северный и западный фасады Успенского кафедрального собора на протяжении всего спектакля. Визуальные образы будут выполнять не просто иллюстративную нагрузку, но эмоционально подкреплять и объединять всё действие и безусловно станут одним из самых запоминающихся элементов зрелища. Грандиозности замысла полностью отвечает сценографическое решение художника-постановщика Елены Вершининой. На одном из двух сохранившихся в России Лобных мест вознесется огромное зеркало, в котором зрители увидят и солнечное затмение, и страшное пожарище на Руси.

Для Астраханской области и всего Южного федерального округа масштабы постановки беспрецедентны.

Оперу А.Бородина «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля увидят более 20 000 человек. Важно, что постановка выходит накануне проведения саммита глав прикаспийских государств и Дня города Астрахани. 

Действующие лица и исполнители.

Игорь Святославович,

князь Северский      

Дмитрий  Кондратьев

Лауреат международного и  всероссийского конкурсов

Руслан Сигбатулин   

 Лауреат международного конкурса          

Алексей Фролов 

Ярославна,

его жена во втором браке

Заслуженная артистка Башкортостана

Лариса Ахметова

Лауреат международного конкурса

Алёна Диянова

Лауреат международных конкурсов   

Елена Разгуляева 

Владимир Игоревич,

сын его от первого брака 

Лауреат международных и всероссийских конкурсов

Александр Диянов

Иван Максимейко

Александр Малышко 

Владимир Ярославович, князь Галицкий, брат княгини Ярославны

Солист Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь (г.Минск)

Лауреат международного конкурса

Андрей Валентий

Дмитрий Кондратьев 

Кончак,

половецкий хан

Лауреат международных

и всероссийских конкурсов

Максим Палий

Вадим Шишкин  

Кончаковна,

дочь хана Кончака

Лауреат международных конкурсов

Наталья Воробьёва

Лауреат международных конкурсов

Зинаида Дюжова 

Овлур,

крещёный половчанин

Алексей Михайлов

 Дмитрий Шилов 

Скула,

Гудочник

Лауреат международных и всероссийских конкурсов

Максим Палий

Лауреат международного конкурса          

Алексей Фролов 

Ерошка,

Гудочник

Алексей Михайлов

Дмитрий Шилов 

Няня Ярославны

Ирина Лопатина

Елена Малышева 

Половецкая девушка

 Лауреат международных  и всероссийских  конкурсов

Оксана Воронина

 Лауреат международных конкурсов

Екатерина Чернышёва

 Лауреат международных

 и всероссийских конкурсов

Альбина Шакирова

 

Постановщики

Воронин Валерий Владимирович – директор–Художественный руководитель Астраханского государственного театра Оперы и Балета.

Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию (Академию) им. Н.Римского-Корсакова. С 2003 г. ведёт активную концертную деятельность. Сотрудничает с петербургскими коллективами: государственным Академическим симфоническим оркестром, с симфоническим оркестром радио и телевидения (осуществил ряд записей), с государственным театром музыкальной комедии, Эрмитажным Театром. 2007-2010 - главный дирижёр Ростовского государственного музыкального театра. Гастролировал в Финляндии, Польше, Испании, Португалии и других странах. С 2010 г. – Художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского государственного театра Оперы и Балета. С 2013 г. – директор Астраханского государственного театра Оперы и Балета.

Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» (лучшая работа дирижёра): 2011 г. - «Князь Игорь», «Юнона и Авось»; 2012 г. - «Мадам Баттерфляй»; 2013 г. - «Пиковая дама».

Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик спектакля «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля. 

Балакин Константин Аркадьевич – главный режиссёр Астраханского государственного театра Оперы и Балета.

Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию (Академию) им.Н. Римского-Корсакова. Работал режиссёром в Московском государственном музыкальном театре "Геликон-опера", главным режиссёром Волгоградской оперной антрепризы, главным режиссёром Ростовского государственного музыкального театра. С 2011 г. – главный режиссёр Астраханского государственного театра Оперы и Балета.

Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» (лучший спектакль, лучшая работа режиссёра): 2011 г. - «Юнона и Авось»; 2013 г. - «Пиковая дама».

Режиссёр-постановщик спектакля «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля.

Вершинина Елена Викторовна – главный художник Астраханского государственного театра Оперы и Балета

Окончила Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального искусства. Работала главным художником театра кукол г. Кстово, художником-постановщиком Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева. Художник-постановщик художественного фильма «Серко» (киностудия «Ленфильм», 2005 г.). Ряд работ приобретён музеем Современного искусства Санкт-Петербурга. С 2010 г. – главный художник Астраханского государственного театра Оперы и Балета.

Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» (лучшая работа художника в музыкальном театре): 2012 г. - «Мадам Баттерфляй»; 2013 г. - «Пиковая дама».

Художник-постановщик спектакля «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля.

Уральский Константин Семенович – художественный руководитель балета Астраханского государственного театра Оперы и Балета, лауреат Государственной премии Правительства РФ.

Окончил Московское хореографическое училище. Танцевал в Большом театре, работал в Германии, США. В 1991-1996 годах руководил Балетом Айова, где поставил 15 оригинальных спектаклей. В 1998 году Константин Уральский открывает в Нью-Йорке свою балетную школу. Он продолжает заниматься постановочной деятельностью и становится Артистическим директором труппы Балет Нью-Йорк. В 2003 году Уральского пригласили в балет "Москва" поставить спектакль "Вальс белых орхидей" по мотивам произведений Э.М. Ремарка на музыку Мориса Равеля и французского шансона 1930-х годов. В последующие годы он продолжает активно работать в США и Европе, создавая балеты на музыку Рахманинова, Моцарта и др. Константин Уральский создал для Челябинского Государственного театра оперы и балета им. Глинки балет С.

Прокофьева «Ромео и Джульетта» и мировую премьеру балета «El Mundo de Гойя». Спектакль о жизни испанского художника Франциско Гойя получил пять призов на фестивале Сцена 2007, включая приз за лучшую хореографию года. С апреля 2008 года - художественный руководитель балета Челябинского академического театра оперы и балета им. Глинки. Сегодня Уральский продолжает ставить спектакли в разных странах мира: балеты «Лики русских сезонов» в Италии, в Национальной академии танца в городе Риме, «More Than Two to Tango» в Национальном театре республики Косово, «Ритмы солнца» в Боливиии, «Чехов. Отражения» и «Жар-Птица» в Челябинском Академическом театре оперы и балета им. М.И. Глинки. С 2011 года - художественный руководитель балета Астраханского государственного театра Оперы и Балета.

Хореограф-постановщик спектакля «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля.

Дунчева Галина Адольфовна – главный хормейстер Астраханского государственно театра Оперы и Балета, заслуженный деятель искусств России, профессор.

Окончила дирижёрско-хоровое отделение Астраханской государственной консерватории. Главный хормейстер Астраханского музыкального театра со дня его основания. Хормейстер-постановщик практически всех спектаклей, идущих на сцене театра. В репертуарном списке 20 опер, 5 классических оперетт. В качестве хормейстера и дирижера выступает с концертными программами, в репертуаре сочинения контактно-ораториального жанра, русская и зарубежная духовная музыка. С 1994 года – постоянный участник Международных фестивалей вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой, проходящих в Астрахани. В ноябре 2003 года хор АГМТ принимал участие в заключительном концерте 20-го Международного конкурса вокалистов им. М.И.Глинки. В 2003 году стала лауреатом региональной премии «Лучший по профессии» в номинации «Культура» и «Искусство». В 2008 - присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Лауреат премии им. Лины Самборской. С 2011 г. -профессор кафедры дирижирования академическим хором Астраханской государственной консерватории.

Хормейстер-постановщик спектакля «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля.

Вторникова Ирина Анатольевна – заведующая художественно-постановочной частью Ростовского государственного музыкального театра.

Окончила СПГАТИ по специальности «технология художественного оформления спектакля». С 1997 работает в Ростовском музыкальном театре, с 2011 заведующая художественно-постановочной частью. Постановки в качестве художника по свету: «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, «Богема» Дж. Пуччини, «Цыган» Л. Клиничева, «Сначала музыка, потом слова» А. Сальери, «Директор театра», «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Белая акация» И. Дунаевского, «Бабий бунт» Е. Птичкина, «Гамлет» на музыку Д. Шостаковича, «Князь Игорь» А. Бородина, «Спящая красавица», «Иоланта», «Черевички», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Кармина Бурана» К. Орфа, «Драма на охоте» на музыку П. Чайковского, «Корсар» А. Адана, «Баядера» И. Кальмана. С 2003 как художник по свету работает в музыкальных и драматических театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Самары, Краснодара, Курска, Челябинска, Новосибирска и Минска. Сотрудничает с режиссерами Юрием Александровым, Василием Бархатовым, Марком Розовским, Сусанной Цирюк, Кириллом Стрежневым, Константином Балакиным; художниками Вячеславом Окуневым, Степаном Зограбяном, Зиновием Марголиным, Татьяной Королевой, Сергеем Александровым, Кириллом Пискуновым. Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска»: 2013 г. - «Пиковая дама».

Художник по свету спектакля «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля.

По теме: "Грандиозный open-air в Астрахани". Интервью с режиссёром Константином Балакиным

 

Лента Новостей Астраханского государственного театра оперы и балета

Комментарии

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
© 2011 - 2016 Общественное информационное агентство в области культуры и искусства Афиша «ПроАртИнфо» | Пользовательское соглашение

СМИ зарегистрировано РОСКОМНАДЗОР Эл № ФС77-59025 от 18 августа 2014 года