Вы здесь

Софья Троценко: «Мне всегда было интересно находить нестандартные решения»

Новым деканом факультета дизайна РАНХиГС стала Софья Троценко, основатель Центра современного искусства «Винзавод».

Софья рассказала нам о своем назначении, работе факультета и планах на будущее.

- Почему вы решили возглавить факультет дизайна РАНХиГС?

- То, что сейчас принято называть «творческими» специальностями, – дизайнеры, художники, кураторы, архитекторы  – самые сложные профессии с точки зрения образовательного процесса. Сегодня, когда на первый план выходят новые технологии, проникшие почти во все сферы жизни, невозможно обучать этим специальностям только лишь по программам, написанным 10-15 лет назад, даже если это прекрасные программы. Информация в этой сфере быстро устаревает, поэтому важно не только сохранять традиции и базу академических знаний, но развивать и воспитывать у студентов компетенции, которые помогут им самостоятельно адаптироваться к изменчивому миру будущего. 

РАНХиГС – это передовая образовательная институция, где не боятся объединять классические подходы к обучению и новаторские. А у меня огромный опыт работы почти со всеми творческими специальностями и проектами, опыт формирования и запуска новых концепций. При этом после участия в подготовке ряда образовательных проектов в Правительстве Москвы и Минкультуры я хорошо представляю, как в нашей стране организовано управление в сфере образования.

Мне всегда было интересно находить нестандартные решения, поэтому я с удовольствием приняла предложение Владимира Александровича Мау: развивать художественное образование в одном из ведущих ВУЗов страны, привлекая к этому лучших специалистов,- это хорошая возможность применения и моего опыта в культуре, и новых форм образования, без которых сегодня невозможно стать успешным дизайнером.

- Чему учат на факультете и чем он отличается от аналогичных программ других ВУЗов?

- Сегодня на факультете дизайна РАНХиГС есть программа бакалавриата по специальности «Графический дизайн» и две магистерские программы –  «Управление в арт-бизнесе» и «Управление дизайн-проектами». Программы ведут талантливые преподаватели с многолетним опытом работы.

В отличие от большинства художественных ВУЗов, мы понимаем, что современный дизайн – очень широкое междисциплинарное поле. Здесь уже не обойтись стандартным набором прикладных дисциплин. Чтобы подготовить квалифицированного специалиста, нужно, в первую очередь, помочь ему научиться правильно мыслить. У него должны быть хорошая академическая база и художественная «насмотренность», которые и являются основами креативности.

С другой стороны, студент ещё на этапе обучения должен понимать, что такое дизайнерский продукт. Придумать хорошую идею – это только первый шаг, её нужно презентовать, утвердить с заказчиком и хорошо представлять, как воплотить проект в жизнь, то есть представлять весь технологический цикл производства. Поэтому большое место в нашей программе отведено основам деловой коммуникации, проектной работы и менеджмента и новым технологиям.

- Что ожидает факультет дизайна в ближайшем будущем?

- Нам хотелось бы сделать несколько совместных проектов с другими факультетами Академии – прежде всего, с факультетами философии и социологии. Будем приглашать экспертов-практиков – для проведения мастер-классов и чтения лекций. Совместная работа студентов и практикующих дизайнеров создаёт правильную творческую среду для живого образовательного процесса.

Из традиций академического образования, мы считаем важным сохранить систему мастерских, которая уже реализуется на программе магистратуры по дизайну. Руководителем магистратуры является куратор и дизайнер, президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» Сергей Иванович Серов. Набирающим мастером в этом году будет известный российский дизайнер Юрий Гулитов.

- Планируется ли какая-то совместная работа с «Винзаводом»?

Обязательно. Несколько лет назад «Винзавод» запустил проект «Территория дизайна», который стал платформой для объединения заказчиков, представляющих крупные российские производства и промышленные компании, и молодых талантливых дизайнеров. Идея проекта – решение нестандартных задач в сфере промышленного дизайна. Для наших студентов это будет хороший шанс не только рассказать о своих идеях, но и воплотить их в жизнь.

- Каких абитуриентов вы ждете?

- Абитуриентов, которые хотят стать настоящими профессионалами и готовы серьезно над этим работать. Начинающие дизайнеры зачастую уверены, что самое главное в этой профессии – талант, и, если он есть, можно расслабиться и ничего не делать. На самом деле, здесь, как и в любом деле, решающую роль играют мотивация и трудолюбие.

СПРАВКА

Троценко Софья Сергеевна

Родилась 6 ноября 1979 года в Москве.

В 2001 году закончила Экономический факультет Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова по специальности «Менеджер в сфере культуры».

В 2007 году возглавила Центр современного искусства “ВИНЗАВОД”, первый и самый большой арт-кластер в России. Вот уже почти 10 лет “ВИНЗАВОД” поддерживает инициативы в области современного искусства и талантливых молодых людей.

По инициативе Софьи были запущены проекты «Лучшие фотографии России», «Территория дизайна», «Философский клуб», «Стена», «Booksurfing» и «СТАРТ», создана единственная в России газета о современном искусстве Winzavod Art Review.

В 2010 году – закончила с красным дипломом Российскую академию государственной службы при Президенте РФ; кафедру Государственной службы и кадровой политики.

С сентября 2010 - 2012 год – назначена деканом продюсерского факультета школы-студии МХАТ

С ноября 2012 года - Советник Министра культуры РФ на общественных началах.

С февраля по август 2013 года - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.

В настоящее время является Президентом Фонда поддержки современного искусства «ВИНЗАВОД». Является членом Попечительского совета Фонда «Московская биеннале современного искусства», членом Оргкомитета Х Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «ИННОВАЦИЯ». Действующий член Общественного совета при Министерстве культуры РФ.

Материалы предоставлены Marketing & Brand Conversation