Вы здесь

Призрак Оперы – призрак страсти

Эта история стара, как мир: метания молодой девы между двумя страстно влюбленными в неё кавалерами. Всё, кажется, обычно, всё, как в жизни. Но один из кавалеров главной героини Кристины Даэ - призрак. Он давно живёт в театре где-то в подземелье, по своей «должности» предпочитает ложу №5, требует себе оклад, хотя его никто не видел. Он умеет очень многое. Например, обрушить гигантскую люстру в момент, когда недоволен театральной «политикой», создать и подкинуть партитуру, увлечь прекрасную Кристину в Зазеркалье, где находится его мир на подземной реке среди пугающих мрачных колонн и свечей.

Девушка не может выбрать кого-либо из двух мужчин. Один загадочный, мистический, с необъяснимыми возможностями. От него исходит такая сила, такая гениальность, такая энергетика, что она выплёскивается в зрительный зал, который то и дело взрывается аплодисментами, то затихает в мистическом трепете, созерцая, как Призрак Оперы катает на лодке Кристин – его идеал и, как оказалось, - ученицу.

Второй претендент на руку и сердце прелестной певицы - Рауль виконт де Шаньи, с которым девушку связывала дружба в отроческие годы. Чувства молодых людей вспыхивают с новой силой.

Кристина мечется между светом и тьмой, между жизнью и сумраком, между комфортной в будущем жизнью супруги виконта и инфернальной – вечной подруги Призрака оперы. Задействовано всё! Гордость, желание славы, успеха, страсть. Недаром Кристина, чистая девушка, в одной из арий восклицает «Будь со мной!.. Будь со мной!..», а это известный призыв самого дьявола, который так любит смертные грехи. И, несмотря на то, что Признак оперы восклицает «Пой, Ангел Оперы, пой!», сам-то он, конечно, откровенный демон. Очарованный ангелом. И напускающий чары на Кристину. Да и как можно не очароваться таинственным незнакомцем в маске, который не только держит в страхе весь театр (кстати, эта мистика привлекает зрителей и пополняет кассу), но и страстно, по-мужски желает прекрасную и талантливую Кристин?..

Призрак Оперы околдовывает обожанием и восхищением, совершает руками резкие и плавные пассы, гипнотизирует деву, и на какой-то момент она чуть не падает жертвой искусителя. Быть может, у создателей  этой грандиозной мистерии был замысел напомнить зрителям об олицетворении Призраком Харона, который, по легенде, перевозит умерших по водам подземных рек за плату?.. В переводе с греческого Харон означает «яркий». А разве Призрак Оперы не яркая личность, что перевозит на лодке-пароме Кристину в свой мир теней, мечтаний, поклонения музыке и мраку?.. Эта лодка символизирует переход в потусторонний мир, из которого, как известно, не возвращаются. Это страшит прелестницу. Но как же обольстительна эта идея – остаться навсегда, в этой странной реальности (а, быть может, страшном сне?..), быть обожаемой гением, слушать его музыку и петь, петь, петь!..

Под его покровительством и наставничеством её ждёт сцена парижской Оперы, невероятный успех и – любовь Призрака оперы до гроба, а возможно, и за гробом.

Призрак Оперы, боготворит деву, если так можно сказать о демоне, но ему не ведомы телесные радости, потому что он урод, и своё несчастье скрывает за маской. И когда Кристина скрывает её, она пугается не его лица, а «черной души». Её же влечение к призраку оперы продолжается…

И когда все же настал момент делать выбор, она поступает с мудростью, свойственной только женщинам. В серьезной ситуации, когда её возлюбленный виконт полуудушен петлей, коварно, из мести и ревности накинутой Призраком, и Кристина вынуждена думать, кого спасти: возлюбленного или себя, она находит самое точное решение. Поняв, как исстрадался Призрак от своего одиночества, от страстной любви к ней, от того, что был отвержен всю жизнь, она…  дважды запечатлевает свой поцелуй на его уродливых губах. И возвращает кольцо с фатой, которые он приготовил для подземной церемонии бракосочетания. И эти поцелуи и объятия прекрасной девы, талантливой оперной певицы, показывают ему, что он не отвержен, это всё, что ему и было нужно – два поцелуя прекраснейшей.

И еще приходит понимание того, что, не выбрав его (и не потому, что он урод), она прощается со своей «карьерой» оперной дивы, желая стать просто супругой. И это является знаком, что она ему уже и не очень интересна, потому что, очевидно, собирается зарыть свой талант в землю, а он полюбил не просто хорошенькую старлетку, он полюбил Ангела Оперы, которым она перестала быть.

Призрак боится своей разрушительной страсти и понимает, что даже если Кристина согласиться с ним быть, всё обречено – он никогда не простил бы ей своего уродства. Его страсть также оказывается фантомом. Всё встаёт на свои места. Призрак оперы исчезает, счастливая девушка со своим женихом устремляется в довольно неплохое светлое будущее (виконт знатен и богат).

Всё действие происходит в ХIX столетии. И неизвестно, как бы всё повернулось, если бы главный герой – гений, ученый, архитектор, музыкант – жил бы в веке XXI. Пластический хирург решил бы все проблемы и, возможно, Призрак Оперы и Кристин были бы очень счастливы. Но…

Великие мистификации Гастона Леру так остаются после завершения спектакля без ответа. Правда ли Призрак Оперы выучил Кристин оперному бельканто «по рекомендации» покойного отца девушки и являлся к ней ночами во сне, чтобы «поставить голос» и обучить её вокальным тонкостям?.. Действительно ли это тот самый урод с рынка, который сбежал с рынка из клетки,  обладающий всеми немыслимыми талантами инженера, физика,  изобретателя и композитора?.. Вправду ли это был человек или это был всё-таки призрак? Ведь от него на кресле в его подземелье осталась лишь маска…

Создатели гениального произведения Эндрю Ллойд-Уэббер и его команда использовали современные технологии: потусторонний голос и шёпот Призрака Оперы звучит то над головой, то справа, то слева, то впереди, то сзади; в белом тумане неведомо как плывёт лодка, находясь на которой поют главную арию Кристин и Призрак Оперы; музыку сопровождают вспышки стробоскопа и свето-цветовые эффекты.

А зрители наслаждаются поражающим воображение бельканто и восхищаются мизансценами, костюмами и спецэффектами, над которыми поработали настоящие мастера. Спектакль постоянно сопровождают крики «браво!» и овации.

В задачи автора этих строк не входило описание сюжета и перечисление создателей (это легко прочитать в Интернете). Хотелось поразмышлять вместе с читателями, как, почему и зачем автор великого мюзикла обратился к этой мистической истории из жизни Парижского театра второй половины XIX века: о Призраке Оперы, о любовном треугольнике, о свете и сумраке, о красоте и уродстве?..

Быть может, для того, чтобы в ХХ и ХХI столетиях, в течение которых изменилось всё: отношения мужчины и женщины, отношение к красоте и уродству, сменились формации, перемешались Запад и Восток, произошло много революций, в том числе 4-я информационная, и стала иной культура пения – напомнить нам о неизменном?..

Ирина Денисова

обозреватель ОИА «ПроАртИнфо»