Вы здесь

Министр Мединский – писатель. И никакого сарказма.

Совершенно невзначай, по делам служебным, занесло меня в центр Москвы, на Тверскую. Между одним делом и другим, как часто бывает, образовалось «окно», которое нужно было непременно чем-то занять. В таких случаях, я стараюсь найти какой-нибудь книжный магазин, или киоск – в зависимости от места. Но здесь, искать особенно не пришлось, прямо передо мной стоял «литературный универсам» с известным названием.

Есть у меня такая игра - в секциях с современной российской прозой выбирать не знакомого автора. Наугад, без предварительных выяснений и чтений аннотаций. В этом есть резон и польза – «о чем говорят коллеги» знать просто необходимо!

Однако среди «АкуПриПрелепиных-ДанУстиновых» я к своему разочарованию ничего не нашел. Прискорбно! Но время «убить с толком» все же нужно. Праздно пролистывая экземпляры модных, весьма уважаемых и востребованных авторов, отступив от правил, краем глаза знакомился с кратким содержанием и вступительными статьями, у кого они были. При этом, не обращая внимания на обложку и название.

«…Медиа Групп представляет книгу «Стена» - первый роман автора «Мифов о России» и «Войны» Владимира Мединского…». Я чуть было не вернул экземпляр назад, в стройный ряд современных «нетленок». Рука дернулась. Я вчитался в короткие абзацы второй страницы книги. Ну да, точно! Он самый!

Публицистику «Особенности национального пиара» я прочел еще в 2011 году, а два из трех «Мифа о России» в прошлом. Впечатление? Хорошее, а как иначе. На мой взгляд, министр должен обладать искусством, выражать свои мысли и популярной форме. Но сейчас не об этом.

Сейчас о том, что отважное перо Владимира Ростиславовича замахнулось на образное выражение тех самых мыслей, да еще и в форме романа, в жанре исторического детектива – давно забытого и далеко не востребованного в наше «смутное литературное время».

624 страницы издания 2015 года… Чуть позже узнал, что это далеко не первый вариант книги. Странно, почему раньше не замечал. Но – лучше поздно, чем никогда. Тем паче, что любопытно знать таланты министра культуры. А когда я стал знакомиться с отзывами, которых в сети интернет превеликое множество, решил сказать и свое слово. К тому же в череде хвалебных од я не нашел ни одного дельного мнения, касаемо именно литературной составляющей произведения. Есть восторги на тему содержания, витиевато закрученного сюжета и даже исторической ценности детектива. Так и есть, все это присутствует. Более того, первый десяток страниц книги, пробудили во мне знакомое с ранней юности впечатление о «Трех мушкетерах» Александра Дюма-отца. А погружение в глубины отечественной истории, оставляет «послевкусие» невыученных, в средней школе, уроков по теме истории «Смутного времени» с «Семибоярщиной».

«Эх, эту бы книгу, да за школьную парту» – невольно вырвалось у меня.

Владимир Мединский, будто бы был готов к таким эмоциям читателя, делая подробные сноски и пояснения чуть ли не на каждой странице. Вот и я не смог пройти мимо искушения описать все прелести «художественной документалистики» романа. Хотя, изначально планировал сказать именно о литературных достоинствах. Их не мало.

Автор «Стены» искусно погружает читателя в обстановку описываемого времени, мастерски подмечает не только исторически правдоподобные элементы одежды, обстановки, быта, но и изменения в природе. Находит слова выразить ощущения и настроения героев через погоду, ландшафт и архитектуру. Классический литературный язык изложения! Вот это и есть настоящее достояние «Стены». И диалоги у Владимира Мединского «настоящие» - чувствуешь речь героев, ощущаешь их присутствие.

Образы романа многогранные, объемные. Они не только «делают сюжет», они живут своей жизнью. Той жизнью, которая для читателя может стать достойной к подражанию. Вспомните, опять-таки, как после «Трех мушкетеров», кому не хотелось в юношеском порыве накинуть плащ, вынуть из ножен шпагу и встать на защиту чести своей королевы. А верность мужской дружбе - до сих пор считаемой эталоном!?

Давно я не читал произведений, способных вызвать романтические грезы и эмоциональные сопереживания. Возможно, они есть! Наверняка есть! Но где? Подскажите - буду признателен!

Без сомнений, это уже свершившийся факт – Министр культуры Владимир Мединский писатель! И надо отметить, что очень хороший писатель!

Мы привыкли с сарказмом относиться к творческим начинаниям людей уже известных, а тем более обладающих властью. В этом есть доля правды, сам тому свидетель. Сколько раз мы имели возможность столкнуться с хорошо раскрученным, мастерски пропиариным второсортным «культурным наследием будущих поколений».
Я рад, что в этом случае не так! И пусть меня обвинят в приспешничестве - у нас же принято ругать власть. Но если хорошая современная литература, без модных сленгов, телеграфного языка и «однозначных» диалогов  – это приспешничество, то я готов таковым прослыть. Но прежде чем вынести вердикт, рекомендую прочесть этот роман, чтобы не оказаться между стен тоннельного мышления.

Главный редактор ОИА «Афиша ПроАртИнфо»
академик МАТ, писатель, публицист
Дмитрий Плынов

Фото: с сайтов helpchat.ru, mosvedi.ru