Вы здесь

«Пять слов о прощании» - спектакль с кодом чуда

«А счастье что есть?» - не этот ли вопрос мы считаем главным и ищем ответ на него всю свою жизнь. Наверное, отрада в творчестве, где человек «забывается» и находит себя истинного. Там гармония и целостность, там ключ ко многим тайнам Бытия.

Но к этому надо прийти – шаг за шагом, ступень за ступенью, добровольно что-то оставляя позади. А, иными словами, очнуться, развернуться к Вселенной лицом. Тяжелый путь, болезненный, но благодарный.

К 100-летию со дня смерти А.Н. Скрябина московский мемориальный музей его имени принимал спектакль-синтез «Пять слов о прощании». Два самых сложных произведения композитора – «Поэма огня» и «Поэма экстаза», книга стихов «Излом» современной поэтессы Саши Ирбе и инновационные видеопроекции со светомузыкой.

Наш век зари эпохи Водолея делает мистические задумки великого Скрябина зримыми, объемными. Эклектика, соединение различных видов искусств и готовность зрителя воспринимать это – огромный, неоценимый плюс нашего времени.

Вокруг имени гения все закипело, завертелось. Здесь обожающие его музыку поэтесса, актрисы Анастасия Лазарева и Ольга Вечерик, а также молодые питерские режиссеры Олег Рыков и Илья Булгаков шли тем самым путем отреченья, когда творчество не есть цель, а средство достижения гармонии с Вселенной.

На фото слева: поэтесса Саша Ирбе 

Но не каждый зритель знает о «Мистерии» Скрябина, о его надежде слить Дух с Материей и родить новый мир с новым уровнем сознания. И, тем не менее, каждый сможет взять здесь что-то свое - зрелище поистине захватывает.
«Иногда человеку даже не важно, в чем отличительность музыки Скрябина и чем она мне близка, - говорит Саша, - человеку зачастую не нужно логически понимать что происходит, но это остается в сознании. Здесь вопрос открытости человеческой души – если она восприимчива – это одно, а если закрыта – совершенно иное».

Две актрисы – два начала – Земля и Огонь, в каждом из нас они борются, каждый знает что это такое.

Я устала от долгой войны
с «Я», что бродит во мне
Каждый вечер.

Что с этим делать? Быть может кто-то найдет ответ… Он может прийти послевкусием после спектакля…
«Об этом задумывается любой человек, - считает Ольга Вечерик. – Поэтому эта тема близка и мне. И она становится все ближе с погружением в музыку Скрябина».

«Сейчас все больше появляется зрителей, которые хотят увидеть нечто большее, чем просто драматический спектакль, - говорит Анастасия Лазарева. – На мой взгляд, людям сегодня интересно именно то, что не обыденно, что-то не до конца понятное».

И приходят они разобраться в себе именно в зрительный зал, туда, где можно тайну «потрогать руками».

«Мы ищем пути, которые помогут людям снова повернуться лицом к литературе, - делится глава Литературной палаты Георгий Брегман. – Один из интересных способов – это не трансформировать поэзию, а прибавить к ней что-то еще. Александра Ирбе замечательно в этом плане экспериментирует: находит тот контекст, когда еще поэзия, но под музыку».

А сама Саша считает, что поэзия музыке ближе всего – «если в поэзии нет звука, то поэзии нет вообще». Один источник, части одного целого…

«У Саши удивительная поэзия – настолько светло, настолько чисто, настолько красиво, образно и музыкально – говорит руководитель концертного отдела Мемориального музея А.Н. Скрябина Надежда Лезина, - что нет ничего удивительного в том, что она предпочла такой синтетический жанр, как музыкальный спектакль. Поздние опусы Скрябина сложны для восприятия, но здесь все оформлено стихами, светом, цветом в поэтому очень органично и достойно».

Какое оно, это действо? Живая пульсирующая энергия – вне страхов, вне предрассудков. Обнаженная энергия жизни, космос на ладони, неодномерность Бытия. Освобождающий накал.

И только когда лопнула струна

Всё стало вдруг и празднично и ясно.

Спектакль будет жить и развиваться. Великая мечта его создателей – выйти на одну из ведущих музыкальных площадок России уже вместе с оркестром.

Наталья Косякова

обозреватель ОИА "Афиша ПроАртИнфо"
член редколлегии

г. Москва

Фото: Ольга Курунова