Вы здесь

Саша Ирбе и литавры ее поэзии.

Поэт, режиссер и исследователь литературы XX века - Саша Ирбе родилась в городе Кирове в 1980 году. Занималась в студии «Живое Слово» и в студии бардовской песни. Закончив Кировский колледж культуры, работала в газете «Губернские Вести», где вела две рубрики «Культура» и «Образование».

В 2003 году – Саша Ирбе переезжает в Москву, где поступает в литературный институт имени А.М. Горького. Став в 2006 году, членом союза писателей России Саша Ирбе работает внештатным корреспондентом газеты «Вечерняя Москва» а также и «Учительской газеты».

Стихи Саши Ирбе печатались в журналах «Литературная учеба», «Юность» «Московский Вестник» и многих других изданиях.

Премьера поэтического спектакля «Видения Маргариты» по одноименному циклу стихов, состоялась в КЦ «Булгаковский дом» в 2004 году. В 2009 году, на сцене «Салона всех муз Анны Коротковой», Саша Ирбе представила свой поэтический микс- «Брызги в камеру». В 2013 году прошли сольные вечера Саши Ирбе в библиотеке имени Платонова и в Доме творчества на Покровском бульваре. В минувшем 2014 году, Саше Ирбе предприняла сольное турне по Северному Кавказу со своим поэтическим спектаклем под названием «Кавказ – Москва». В 2015 году Саша Ирбе приглашает всех любителе и ценителе поэзии, а также и всех желающих, на свой поэтический концерт «Поэзия под барабаны»

Концерт пройдет 10 февраля в Центральном Доме Журналиста на Никитском бульваре. В преддверии предстоящего концерта, Саша Ирбе дала небольшое интервью нашему информационному агентству.

В какой момент пришло осознание, что поэзия — это именно то, чем хочется заниматься на протяжении всей жизни?

Лет в десять, когда лежала в больнице с воспалением легких и очень не хватало друзей. Исписала целую огромную тетрадь, стихами… Главной темой в ней были истории про животных - бездомные собаки и кошки, объявления на заборе о потерянных котятах и щенках. Стихи писала и до этого, но после - уже не переставала. А если и переставала, то осознанно. Всегда во мне боролись поэт и женщина, поэтическое желание одиночества и любовь к публике, к яркой и стремительной жизни. Еще помню, что в детстве очень мечтала, что на машине времени отправлюсь в Царское село. Мне лет 8, а там 12-летний Пушкин… Представляла с каким упоением он будет слушать мои рассказы о нашем веке… Лет в семнадцать очень жалела, что мой современник – не Блок. Была уверена, что единственный мужчина, которого смогла бы любить всю жизнь, это Александр Александрович. С пристрастием к нему тоже боролась всегда, как и со своими стихами. Единственная профессия. Которую еще могла для себя предполагать, кинолог. Остаток тому – мой домашний питомец, померанцевый шпиц, Филипп из Каскада Грез.

Расскажи немного о старте творческого пути. Как и с чего все начиналось?

Приходится признаться, что я всю жизнь была огромной лентяйкой. Делала только то, что мне действительно интересно, увлекалась и перегорала, не понимала, что поэзия – это та же работа, как писать статьи, строить дом, вести какие-нибудь художественные мастерские. К сожалению, не умею этого и сейчас. Делаю только то, что мне интересно. Первая публикация была еще в 12 лет в Кировской газете «Ваш вариант», лет в 15-17 выступала со своими стихами на фестивалях авторской песни. Потом было мое громадное увлечение журналистикой и авангардным театром, поступление в Лит. Лит – для меня все. С него и началась поэтическая карьера. А так творчество – это не линейно, это внутри… суть, а не линейное, не происходящее… хорошо запомнила слова И. Волгина (моего мастера) еще с первого курса, что поэт не может быть вечером поэтом, а утром банкиром, поэт должен быть поэтом всегда. Еще мне близка фраза, что поэзия – это храм. Входя в него, человек заранее отрекается от всего, что интересовало его в повседневной жизни, заранее приносит себя в «жертву этому огню». Кстати. Это и удобно. Потом уже все несчастья начинаешь воспринимать во благо, потому что они помогают тебе писать.

Что или кто определил твой творческий вектор. Что оказало основное влияние выбор литературного направления?

Я крайне неусидчива. Не раз садилась за прозу, пыталась писать эпохальные романы. Но к годам 25 закончила даже мечтать. Дальше 35 страниц дело не заходило. Но, как и поэзию. Я обожаю музыку. Это моя боль. Опять же из-за неусидчивости никогда не могла освоить музыкального инструмента. Но поэзия куда ближе к музыке, чем ко многим жанрам литературы. Иногда стихи приходят звучанием, ритмом, а потом уже появляется смысл.

Предстоящий поэтический концерт «Поэзия под барабаны» – это, своего рода творческий отчет, или плановое мероприятие?

Это моя любовь! Идея почитать поэзию под барабаны зародилась во мне еще несколько лет назад, когда мы с моим замечательным другом, поэтом и драматургом, сценаристом Первого канала задумали выпустить совместный сборник «Брызги в камеру». Цель его была в том, что каждый пришедший на презентацию в силу своей фантазии должен был как-нибудь брызнуть. На презентации же и хотели устроить поэтический   перформанс под барабаны. Но тогда команды такой не нашлось. Еще я очень люблю видеть глаза своих читателей, очень хочу жить не в замкнутой литературной среде, а с теми людьми, для которых пишу.

Ну и традиционный вопрос о творческих планах и задачах. Что о себе - хотелось бы рассказать читателям?

Сложно загадывать. Поэт – это радар, который должен улавливать малейшие изменения реальности, чувствовать ее восторг или боль. Сейчас очень непонятное время, и мне очень сложно сказать, что будет через полгода или год.

Но сейчас я еще работаю и над вторым, куда более камерным, проектом. Это поэтический спектакль «Пять слов о прощании» по мотивам «Мистерии» А. Скрябина. Современные и довольно сложные видеоинсталляции для этого спектакля делает медио-художник, Илья Булгаков. Это спектакль о двух «я» в одном человеке. «Вторым «я»» станет в этом спектакле питерская актриса, Ольга Вечерик. Постановка же такая стала возможна благодаря поддержке мастерской «Альтернативного театра» при Петербургском же институте кино и телевидения, а также ее режиссерам - О. и И. Ефимовым. Премьера планируется в самом начале апреля.

Еще одна моя громадная мечта – поехать в литературное турне по Северному Кавказу (таковое я уже совершала в прошлом году) и с поэтическими же концертами побывать в Казани, Свердловске, Перми…

Но и конечно же выпустить новый сборник. Но, увы, сборник – это более, чем ребенок. Иногда приходится вынашивать годы. И только он сам знает, когда ему появиться на свет.

Юрий Грабуча
корреспондент ОИА "Афиша ПроАртИнфо"
г. Москва