Вы здесь

"Я помню солнце своего детства". Интервью с художником Машей Коровиной (Ташкент)

Мария Коровина  (Хромалёва)

Родилась в Узбекистане, в 1981 году. 1998-2002 учеба в Республиканском художественном училище имени П. Бенькова в Ташкенте. Отделение дизайн. Участница молодежных Республиканских выставок. 2002-2008  Работа  в цехе фьюзинга цветного  стекла. Участие в оформлении архитектурных объектов города Ташкента.  Участие в выставках цветного стекла Expo в Ташкенте  и Москве. Работы  находятся в частных коллекциях США, ОАЭ, Германии, Франции, России, а также  Узбекистана.

Как Вы стали художником? Когда окончательно решили, что пойдете этим путем?

Еще внутриутробно, будучи гиперпространственным объектом. Для меня это было временем сновидения или видения своего будущего творческого пути. Конечно, я была мечтателем и идеалистом. Позже, начав существовать в геометрическом смысле, то есть уже родившись, я по желанию впадала в транс, видела прекрасные и нежные образы, но удачно  сочетала это с трезвомыслием и практичностью.

Занимались ли Вы чем-нибудь еще кроме живописи? Как это занятие повлияло на ваше творчество?

В этом мире меня интересовало все и всегда. Но еще древние заметили, что познание бесконечного требует бесконечного времени. Поэтому я старалась поступать весьма нелинейным образом, а из полученных знаний составлять как бы коктейли, помогающие раскрывать новые смыслы в искусстве. Я бы хотела попробовать себя во всем, где нужно быть предельно собранным и осторожным: капитаном космического корабля, специалистом по дизлексии, бродячим дервишем, дипломатом ООН, но до того предела, пока это не будет отвлекать меня от счастливого состояния живописного творчества. Так случилось, например, когда будучи учащейся художественного отделения я стала посещать анатомический зал медицинского института. Профессора очень хвалили меня за дотошность вопросов и точность составления анатомических картинок при том, что студенты во время вскрытий вели себя рассеяно, строили мне глазки, болтали по телефону и даже благополучно ели колбасу. Тогда я сказала: « Я не уйду!» и пошла вольнослушателем на отделение судмедэкспертизы. Через некоторое время я поняла, что становлюсь зацикленной на крови, постоянно кого то режу, приношу картинки, кровью выполненные, осунулась… а ведь мне еще жить! Так я оставила карьеру судмедэксперта и стала разучивать на электрооргане песню «Ромашки спрятались, поникли лютики…»

Какие учителя, события, страны, встречи оставили след в вашей творческой биографии?

Я помню солнце своего детства. Я родилась и выросла в горах, где много источников энергетической мощности. Там полно таких мест, в которые невозможно попасть дважды. И если не быть достаточно сильным , то можно погибнуть. Я уходила в горы и много времени проводила там в одиночестве. Таким образом, я сталкивалась с сущностями из параллельных миров, которые пытались напугать меня и даже утащить к себе, но сил не хватило. Ночами я лежала и смотрела на Вселенную и было уже не ясно - то ли она надо мною, то ли я вместе с горами падаю в эту черную, сверкающую яму внизу. Я ощущала себя крошечной и  верила всему, что шептали мне непостижимые пространства и мои романтические мечты. «Не у каждого человека есть своя ночь и не у каждого человека есть свой путь»- писал А. Трофимов. У меня этот путь есть. На пути я встречаю массу гениальных людей, хотя, если без лирики и амбиций, большинство гениев я уже встретить не смогу, но они оставили после себя книги, музыку и рисунки. Все это влияет на то, что я думаю, как я поступаю, что пишу.

Восточный мотив

Что больше всего помогает/мешает Вам в творчестве? И как Вы преодолели или собираетесь преодолеть эти препятствия?

Дали говорил: «Ничто в мире не может быть мне милее, приятней, надежней  и  даже  привлекательней,чем  трансцендентная  ирония,   заключенная   в   принципе   неопределенности Гейзенберга». Лично я изнемогаю от пессимизма. Поэтому создаю гармоничные и лучащиеся картины, чтобы люди вспомнили, что рождены для счастья, а над добрыми шаржами смеялись. Ведь смех снимает напряжение перед хаосом - величественным и ужасающим. Очень помогают в творчестве спонсоры- меценаты. Они дают художникам средства на краски и холсты. Художники рисуют красивые картины и красотою спасают Мир.

Иллюстрация к рассказу Б. Насимова «У него был ключ к душам людским» 

Какие сюжеты изображаете Вы на своих картинах? Какой предпочитаете стиль или жанр? Что Вам лучше удается?

Как любой приличный художник я всеядна и вполне освоила все доступные средства самовыражения от глины и мозаики до офортов и масляных красок. Шесть лет я посвятила исключительно цветному стеклу, фьюзингу и витражам. Стекло- оно совершенно живое и чистое. Чтобы усилить это трепетное свойство я научилась расписывать готовые стеклянные изделия золотом, тем самым локализуя на них солнечный свет и вызывая положительную амплитуду волн в данной точке пространства-времени. Но самым глубоким и сокровенным святилищем моей души является восточная миниатюра. Среднеазиатская или  «маверранахрская» школа, которая так же связана с индийским миниатюрным искусством. Мне очень близок способ познания Мира, который сокрыт в шифрах и символах старинных миниатюр и большинство моих работ выполнены именно в этой технике.

Какую роль в вашей жизни играет красота? Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное?

Красота - священна. Художники всех стран  и эпох исследовали ее, загоняя в геометрические формулы и трактаты, разоблачали в мелких шрифтах  примечаний,  вытягивали во всю длину  и рассекали золотым сечением. Таким образом, выяснилось, что красота математический объект и пространственноподобна по теории относительности Эйнштейна, поэтому очень важна для  выживания всего человечества. У людей не инициированных она ощущается на уровне чувств и, возможно, эмоций. Чтобы научиться  красоту замечать, то обывателям достаточно помнить, что крепковидящие, с часто расширяющимися от восторга зрачками глаза ей кажутся выгодными. Чтобы сберечь этот крепкий восторженный взгляд, человекам надлежит постоянно петь песни, исполнять танцы и снова и снова воспроизводить эти творческие деяния пока не разовьется нормальное чувственное восприятие.    

Какое человеческое качество важнее всего при создании произведения искусства? (концентрация, терпение, устремленность, благоговение и т.п.)

Когда я работаю, то упускаю из виду, какое человеческое качество наиболее необходимо. Здесь рождается творческий поток. Мне нравятся – китайские и японские средневековые художники, которые впадали в транс и рождали вечно живые, и летящие линии картин. И вы вдруг слышите звон каких-то особых колокольцев, тотчас переноситесь к подножию горы Фудзи и вдыхаете пахнущие нежностью цветущие сакуры. Настоящее искусство для меня- это прежде всего философские и духовные состояния, а не человеческие качества. Человеческие качества могут быть лишь дополнением, а там где они главенствуют заканчивается творец и начинается рабочий у мольберта, изготовляющий плоские прямоугольники или какой- нибудь ширпотреб.

Шарж на Евгения Семеновича Скляревского

В чем заключается ваш личный вклад в искусство? И что Вы сами получаете от творческой деятельности?

Как говорит мой друг график Дима Ахунбабаев:  «Художник не должен рассуждать об искусстве публично. Он не искусствовед. Он рисует. А уж тем более, когда какой-нибудь второразрядный художник еще и позволяет себе поносить великих». Поэтому о  том, насколько интересно и профессионально то, что я делаю, пусть  решают специалисты искусствоведы. И тут  всегда важно, не заинтересовались ли твоим творчеством кроме искусствоведов еще и психиатры. Сама я получаю удовольствие, что принадлежу искусству - Миру, не имеющему ничего общего с обыденной реальностью, извечной Тайной, но в тоже время украшающего нашу жизнь. Художник- это проводник между людьми и этой самой Тайной, ради постижения которой многие жертвовали жизнью.

Чего Вы ждете от своего творчества? Какова ваша цель?

Моя цель больше работать. Я чувствую себя как человек, торопящийся сказать нечто важное. Я думаю о сейчас- насколько хорошо что-то изобразила, все ли слова моего художественного языка правильны? А жду и мечтаю о том, о чем и Гюстав  Моро  мечтал, чтобы на кончике моей кисти рождалось золото.

Является ли искусство инструментом познания мира? Каким выглядит мир с вершины вашей творческой деятельности?

Сенсорный опыт людей ограничен поэтому мы не в состоянии видеть картину Мира целиком. Мы видим только части реальности. Искусство- измерение высшего порядка в котором есть ответы на многие вопросы. Оно и инструмент познания и построения Мира. Это взгляд не сверху, а изнутри. Будто тайны приоткрываются нам- искусство являет  смыслы феноменов приподнимая стекла в рамах картин и стремясь в наш Мир. Нужно лишь замечать.

Картинка с белым волком на черном фоне: «Если взять Луну в ладони»

Что Вы думаете об искусстве будущего? Какие направления будут развиваться? Может ли творческая деятельность художников изменить общественные и экономические отношения? (Красота спасет мир?)

Творческая деятельность художников не только может изменить общественные отношения, но и всегда их меняла. Ведь искусство- это инструмент воздействия, зачастую  ненавязчивый и невербальный, а временами даже агрессивный. Поэтому важно не только кто и с какой целью продвигает то или иное художественное направление, но и уровень людей на которых данное искусство рассчитано. К сожалению, в наше время крушения столпов люди объединяются не по принципу морали, а по убеждениям, а на уровне убеждений людьми легко манипулировать. На уровне убеждений  людям становится  трудно различить красивое искреннее и настоящее от внешне красивого, но с отрицательной внутренней направленностью. Поэтому развитие искусства в будущем непредсказуемо. Красота спасет  Мир, но внутренняя духовная красота каждого из нас, которую мы выразим внешне, пусть даже не в области искусства, но в наших действиях.

Что бы Вы хотели сказать человеку, собирающемуся стать художником?

Интересуйтесь художниками, которые рядом с вами, теми, кто был до вас. Я бы многое отдала, чтобы стать знакомой с творцами прошлого и знать о них по  их личным рассказам. К счастью, многие из них оставили записки и дневники. Там полно напутствий. Мне всегда нравился совет Дали: «Для начала научитесь рисовать и писать как  старые  мастера,  а  уж  потом действуйте по своему усмотрению - и вас всегда будут уважать».

Алексей Тутов

корреспондент ОИА "Афиша ПроАртИнфо"

г. Ташкент

5 февраля 2015 г.