Вы здесь

Кишинёвскому государственному русскому драматическому театру им. А.П. Чехова 80 лет: «Наперегонки со временем»

Эта круглая дата напоминает о многом: о сложной, но в тоже время удивительной истории славного коллектива, о его ярких спектаклях, о блестящих режиссёрах, актёрах, художниках, композиторах. Эта круглая дата связывает многих благодарных зрителей разных поколений,  не только Молдовы, но и многих городов и сёл бывшего Советского союза, где пришлось трудиться коллективу. Эта круглая дата объединяет критиков и коллег из различных театров. Эта круглая дата обещает нам новые победы замечательной труппы.

Биография театра начинается 5 ноября 1934 года. В тот год  решением правительства создается в городе Тирасполе русская театральная труппа, которая уже в 1940 году переезжает в город Кишинев.   Во время второй мировой войны театр  работает в городе Мары на юге Туркмении, а в 1944 году возвращается в освобождённый Кишинев.  Столица  Республики разрушена. Имеется лишь одно помещение театра «Экспресс» пригодное для показа спектаклей (ныне Филармония) в котором и размещается русский драматический, вместе с  молдавским музыкально-драматическим и молдавским передвижным.  Город начинает отстраиваться.  Актёры живут в полуразрушенном общежитии, в маленьких комнатках по 3-4 человека, спят в коридорах, на сцене, в кладовках, в зале.  Репетируют там, где находят незанятое место. В свободное от репетиций время сами шьют костюмы, строят декорации, придумывают реквизит, расписывают задники, продают билеты. И играют,  играют, и играют.  Дают спектакли, кроме основной сцены, на стройках, в полях, на фермах, на грузовиках, на железнодорожных платформах. Да, были трудные времена. Выступлений много, репетиций мало.  Но постепенно жизнь выравнивается, театр получает собственное помещение и, в дальнейшем,  театру присваивают имя Антона Павловича Чехова.

На фото: Марта Бабкина, Юрий Соколов, Нина Масальская в спектакле "Марсельеза" (Ю.Колесникова и П.Дариенко). 1960-тые годы

В те времена, режиссеры, возглавлявшие театр, назначались в первую очередь не по своим профессиональным качествам, а по своим идеологическим убеждениям и умению выполнить любую директиву спущенную сверху. (Думаю, в настоящее время не многое изменилось) Главным в выборе сценического произведения была тематика. Шаг в сторону и происходил немедленный «расстрел» провинившегося. Отсюда и чеканная идеологическая направленность театра многих десятилетий и желание  привлечь зрителя любым способом. Всё это развивало нестабильность, групповщину и нервную атмосферу в труппе. А частая смена руководства театра сопутствовала  уходу многих талантливых мастеров.  Но к счастью в театре всегда находились и главные режиссеры и очередные, которые сменяя друг друга на протяжении этих лет, не позволяли театру опуститься ниже плинтуса.  Евгений Венгре,  Юрий Соколов, Михаил Сухарев, Игорь Петровский в 50 и 60 годы.  Надежда Аронецкая, Модест Абрамов,  Наум Бецис, Илья Тодоров, Вениамин Апостол,  Бэно Аксёнов, Михаил Поляков в 70 -  90 годах.  Разные по своим творческим пристрастиям и темпераменту, способу мышления и умению воздействовать на самые чувствительные струны души человеческой, часто не имея возможности влиять на репертуарную политику театра, тем не менее, каждый из них  своими спектаклями поднимал театр на новый художественный уровень. Вокруг  постановок этих режиссёров сразу же возникал неподдельный интерес, зритель валил в театр, и перед кассой часто можно было услышать вопрос: «Нет ли лишнего билета?» Ну как тут не вспомнить спектакли  Е. Венгре – «Анна Каренина» и «Воскресенье»  по Л. Толстому, Ю. Соколова – «Безымянная звезда» М. Себастьяна, «Пигмалион» Б. Шоу, «Сонет Петрарки» Н. Погодина, М. Сухарева – «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д‘Юсcо, И. Петровского – «Трамвай желания» Т. Уильямса, «Традиционный сбор» В. Розов, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, Н. Аронецкой – «Госпажа министерша» Б. Нушича, «Школа жён» Ж.Б. Мольера, «Счастливый день» А. Островского, Н. Бециса – «Чайка» А. Чехова, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина,  «Эшелон» М. Рощина, «Вы чьё, старичьё?» Б. Васильева, И. Тодорова – «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Бумбараш» по А. Гайдару, В. Апостола – «Страх и отчаянье в третьей империи» Б. Брехта, «ОБЭЖ» Б. Нушича, «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ, М. Абрамова – «Пять вечеров» А. Володина, «Старший сын» - А. Вампилова, «Банкрот» А. Островского, «В открытом море» С. Мрожека,  «Свалка» А. Дударева, Б. Аксёнова – «Сказка о царе Салтане…»  по А. Пушкину, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Остановите самолёт, я слезу!»  по Э. Севеле, «Любовь и ненависть» по В. Гюго, «Сердцу не прикажешь» по И. Гёте, М. Полякова – «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова и многие другие постановки этих великолепных режиссёров.  В этих спектаклях участвовали  на протяжении данных лет, настоящее созвездие актёров русского театра Молдовы: В. Стрельбицкий,   В. Белов, Ю. Соколов, Н. Масальская,  И. Датский, В. Круглов, П. Серебрякова, И. Сологубенко, Е. Цуркан, Н. Донская, Е. Ретнева,  Н. Каменева, В. Левинзон, С. Некрасов, В. Николаев, В. Бурхарт, М. Бабкина, В. Измайлов, Л. Хромова, А. Умрихин, Э. Шалыгина, Б. Аксёнов, М. Миликов, А. Акчурин,   А. Филиппова, А. Васильев,  Ю. Чуприн и другие.

На фото: Нелли Каменева, Виктор Бурхарт в спектакле А.Володина "Пять вечеров". 1970-тые годы

Колоритную страницу в историю театра им. Чехова вписали замечательные художники  А. Шубин, А. Фокин, К. Лодзейский, Б. Соколов, Н. Патрикеев, К. Чемеков, С. Садовников, великолепные музыканты Молдовы  А. Карасик,   В. Сливинский, П. Ривилис, А. Сокирянский, В. Биткин, А. Аксёнов, Г. Чобану.  Нельзя не вспомнить и «бойцов невидимого фронта» театра им. А.П. Чехова –  директоров: А. Волковского, И. Костылева, П. Паламарчука, руководителей творческих цехов: Р. Карасик, Е. Шустермана, Б. Прибыльченко, В. Ворону, Е. Раецкого, Л. Рощину,  В. Склярову, С. Кожокару… 

Времена меняются. Время течёт быстро. В театр пришёл  новый зритель. По-прежнему, билеты раскупаются, актёров узнают на улице, и они всё чаще мелькают на экране. В театре появилась интересная новая режиссура.  Петру Вуткарэу поставил «Страсти по Андрею» по А. Чехову и «Безымянную звезду» М. Себастьяна, Александру Василаки – «Браки поневоле или школа жён» по Ж.Б. Мольеру и «Братьев Карамазовых» по Ф. Достоевскому. Репертуар пополнился спектаклем по пьесе Л. Улицкой «И будет вам счастье» режиссёра  Вячеслав Мадана. Уже много лет в театре идёт его постановка «Поминальная молитва» Г. Горина.  Из Германии прилетел Бэно Аксёнов и поставил спектакль «Чужая жена и муж под кроватью» по Ф. Достоевскому. В отряд «бойцов невидимого фронта» влились А. Кирияк, Ю. Матей… Актёры театра приняли эстафету у своих мастеров-наставников, и всё увереннее и многостороннее раскрывают свой талант. Наряду с бывалыми, но вечно молодыми душой прекрасными мастерами М. Геженко, С. Тираниным, Л. Колохиной, В. Кирюханцевым, С. Туз, Г. Зуевым, В. Гавриловым,  Р. Андреуцэ-Кирилловой, П. Пейчевым, З. Чеботарь, Л. Рыбалко, В. Заваленным, А. Самарцевой-Шер громко заявили о себе  актёры, пришедшие в театр в конце прошлого века: К. Харет,  Ю. Андрющенко,  В. Марьянчик,  Г. Бояркин,  А. Туз-Харет, О. Мадан, М. Сташок, Р. Хаит, Д. Коев, М. Дроздова, Д. Перев и другие. Основательно проявил себя, как руководитель театра К. Харет. Очень радостно видеть, как это новое поколение врастает в коллектив, ставший им родным, так как именно им, в недалёком будущем, предстоит взвалить на себя всю ответственность за весь театр, и донести его дух, его историю будущим поколениям актёров, режиссёров и зрителей.

Историю театра творят каждый день, и исчисляют не круглыми датами, не знаковыми событиями, а теми спектаклями, которые остаются в памяти поколений. Слепота и глухота формируют немоту. Но так как со зрением, слухом и образованием у меня всё в порядке, хочется произнести, в надежде быть услышанным, то, что для меня является наиболее важной проблемой в сегодняшнем Кишинёвском русском драматическом театре им. А.П. Чехова: «Это отсутствие по-настоящему профессиональной, креативной  режиссуры». Правда, в театре присутствуют два режиссёра – В. Казаченко и И. Шац, но спектакли, поставленные ими, вызывают чувства неловкости и недоумения  своею беспомощностью, банальностью, отсутствием культуры и внутреннего содержания. Причина этого в  глубоком инфантилизме и малоразвитости художественного чутья этих режиссёров. И это беда! И театр это в прошлом уже проходил.

На фото: Виталий Левинзон, Бэно Аксёнов и Александр Васильев в спектакле "ОБЭЖ"-Б.Нушича. 1980-тые годы.

Наверно потому и идёт в театре в последнее время упорный поиск  новых  идей, труппа не боится экспериментов, возникают самостоятельные работы актёров, руководство даёт возможность проявить себя новой режиссуре, всё громче заявляют о себе молодёжь.   Коллектив  стал чаще выезжать на гастроли по республике и за границу. К счастью, и зритель по прежнему заполняет зал, а по этому показателю «чеховцы» среди лидеров  театров республики.   Появляется надежда. Главное, чтоб никто не мешал!

На фото: Зинаида Чеботарь, Михаил Миликов и Людмила Колохина в спектакле "Самоубийца" Николая Эрдмана. 1990-тые годы

Закономерно, что в начале ноября 2014 года, на юбилейном вечере театр был переполнен. Здесь можно было встретить молодых и видавших виды поклонников труппы, депутатов и чиновников различных министерств, представителей посольств и национальных обществ, известных деятелей науки и культуры, видных представителей бизнеса и прессы. На сцене театра актёры разыграли «капустник», который был принят зрителем довольно тепло. А если учитывать, что в этот, относительно прохладный день, отопительная система театра вышла из строя (что с ней случается часто и не первый год), энергия актеров, кстати, немножко  согрела зрителей.

Действие «капустника» прерывались появлениями на сцене поздравляющих. Безусловно, что для высших руководителей Республики посещение русского театра им. А.П. Чехова не приоритетно, но их, своим присутствием, заменила министр культуры госпожа Моника Бубук. Поздравив коллектив, она вручила несколько грамот служителям сцены и 50 тысяч лей театру (что вряд ли хватит на постановку одного спектакля), и в заключение призвала всех присутствующих почаще бывать в театре.

На фото: Дмитрий Коев, Константин Харет, Геннадий Бояркин, Алла Туз-Харет, Денис Перев в спектакле "Чужая жена и муж под кроватью" по Ф.Достоевскому. 2013 год

Особенно запомнилось выступления и подарки от Посла Российской Федерации в Республике Молдова Фарита Мухаметшина, директора «Молдова-газ» Александра Гусева и главы представительства Россотрудничества в Молдове Валентина Рыбицкого. Как три богатыря из русских былин, они один за другим поднялись на сцену, и одарили театр княжескими дарами. Здесь были добрые слова и материальная помощь ветеранам сцены и действующим работникам театра, путёвки в дома отдыха и санатории, почётные грамоты,  цветы. А в заключении театру был вручён сертификат на комфортабельный автобус марки Хёндай. С интересом было встречено и выступление председателя Парламентской комиссии по вопросам культуры Кирилла Лучинского, который в своём выступлении пообещал обновить разрушающуюся сцену театра, чем вызвал аплодисменты присутствующих.

За годы своего существования театр пережил многое. Взлёты и падения, хвалу и хулу, ремонт и попытки приватизации, безденежье и усилия превратить его в казино, кабаре… Преследование и изгнание из театрального процесса достойных, а затем награждение и чествование гонителей. Но как птица Феникс, театр постоянно возрождается, снова и снова продолжает радовать своего зрителя. И настоящие фанаты никогда не останутся равнодушными, как к бедам, так и к победам, дорогого всем нам Кишинёвского государственного русского драматического театра им. А.П. Чехова.

Олег Мирный

Фото с сайта театра - http://chehov.md