Вы здесь

"А потому что ангелы за нас!". О премьере в Театре Елены Камбуровой

Многострадальная Россия – как птица-феникс: жгут, душат – а она живёт и возрождается. Это удивительно – даже в военных песнях (а сколько их войн-то больших и малых перенесла страна наша) столько задора и сердечности - жизнь побеждает!

Давно хотел Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой собрать в одну историю советские песни 1934-1958 годов. И вот премьера – спектакль «Тишина за Рогожской заставою».

«Период очень непростой, очень тяжёлый, очень странный - говорит режиссёр Александр Марченко, - но люди старались выживать за счёт этих песен. И пусть они были официальными, но человек искал в них что-то своё – его на этих песнях отпускало. И это даже, мне кажется, такой тихий лирический протест».

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами…

И в зале улыбки на лицах –  у пожилых,  у молодых людей. Ведь композиторы-то какие! Дунаевский, Фрадкин, братья Покрасс, Соловьёв-Седой… Выросшие на великой мелодической культуре и впитавшие её в себя. Поэтому и песни западают в душу – ведь звучат проникновенно.

«Ребята – наши певцы – держат ту нормальную человеческую интонацию, поэтому и попадание точное, - говорит Елена Камбурова. – Это даёт возможность человеку эмоционально мыслить и чувствовать».

Актёры – молодые люди, откуда эта лирическая нотка прошлых лет, которую ныне не отыскать у большинства исполнителей старых песен? Театр такой – вдумчивый, рассуждающий, любит напрямую говорить со своим зрителем. И ещё даёт возможность подумать, задуматься, постепенно передавая смыслы. Никаких рецептов, только открытое сердце – зритель сам достроит и доживёт спектакль, запросто шагнувший к нему в жизнь.

«Тайна искусства в том и заключается, - замечает литературовед Мариэтта Чудакова, - что держит напряжение на том, на чём, казалось бы, его удержать невозможно. Казалось бы – только песня за песней, да ещё почти каждая о войне, а не оторваться, сидим, не дыша, и слушаем».

Мариэтта Омаровна даже подозревает, что «ностальгия по советскому времени зиждется исключительно на воспоминаниях о песнях».

Простенькие платьица, гимнастёрки – а такие милые, живые, совсем не кукольные  лица. И эмоции живые, и слова. И розы пахнут по-настоящему. В России всегда есть кого защищать. Но есть, к сожалению, и от кого…
Из рупоров на сцене звучит скрежет и ужас – голоса Сталина, Семичастного, Хрущёва… И лагерная песня… Съёживаешься и думаешь: «А как же они жили в этом кошмаре – наши деды?»
Абсолютно точно – надеждой, жизнь-то сильнее любых страхов.

Ночь коротка, спят облака.
И лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука…
Будем кружить, петь и дружить…

«И ещё, думаю, прилетали ангелы, - добавляет режиссёр, - и пытались весь кошмар хотя бы выключить».
Вы слышите? Шум крыльев слышен только в тишине…

Наталья Косякова
обозреватель ОИА "Афиша ПроАртИнфо"
член редколлегии

г. Москва

© Фото: Михаил Гутерман