Вы здесь

«Театральный Особняк» начинает сезон с премьеры. Мы стали "первыми свидетелями"

Открывать театральный сезон премьерой, скорее всего, исключение, чем правило. Среди театров немногие отважатся на это. В число исключений вошел коллектив Московского театра «Театральный особняк». 2012-2013 сезон они открывают совершенно новой постановкой по книге Светланы Алексеевич «Последние свидетели».

По этому поводу художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры РФ Леонид Краснов, рассказал о спектакле и ответил на несколько вопросов международной Афише «ПроАртИнфо».

Леонид Краснов: Это удивительная книга, я случайно с ней столкнулся. Большинство знают Светлану Алексеевич как автора произведения «У войны не женское лицо», где основной канвой идут воспоминания женщин о Великой Отечественной войне. А это, воспоминания детей об ужасах войны. Там есть очень сильные тексты. К примеру, когда ребенок учится считать по ранкам на своем теле: «В правой ножке две ранки и в левой ножки две ранки – это четыре. В правой ручке две ранки и в левой ручке две ранки – это восемь… и на шейке одна – это девять». Только детское сознание способно под таким углом посмотреть на войну. Конечно, это неимоверно потрясает.

В связи с тем, что молодое поколение начинает забывать о том, что это было…

Я все время думал о том, какой спектакль поставить на тему Великой Отечественной… У нас долгое время шел «Вдовий пароход» по Грековой, который затрагивает эту тему. Но теперь его уже нет в репертуаре. Вот мы и нашли достойную замену. Этот спектакль предназначен практически для любой аудитории… Хотя, нет. Скажу конкретней – от 14 и до глубокой старости. Совсем маленьким еще рано смотреть такие постановки. Слишком серьезный эмоциональный накал…

Афиша «ПроАртИнфо»: Леонид, а кто автор сценария этого спектакля?

Леонид Краснов: Там нет автора сценария. Вся книга - это воспоминания разных детей. И мы выбрали некоторые из них – девять текстов. Немного сократили по объему, адаптировали к сцене.

Афиша «ПроАртИнфо»: …а сколько актеров задействовано в этом спектакле?

Леонид Краснов: По числу отобранных воспоминаний. Тоже девять. Работа над спектаклем еще идет. Премьера только состоится. Мы делали прогон, закрытый показ, для критиков и остальной части труппы, не задействованной в спектакле. Были даны замечания, которые мы учли. Теперь что-то добавляем, что-то исправляем…

Афиша «ПроАртИнфо»: Расскажите, пожалуйста, подробней о спектакле. Музыка, декорации, как выстроен спектакль…?

Леонид Краснов: Минимальное количество декораций. Там как раз очень важен минимализм, чтобы ничего не отвлекало от самих текстов. В спектакле, к примеру, есть сцена начала войны. Дети не поняли, что это значит. Подумали что это игра такая… Мы пытались именно через призму детского восприятия показать, что такое война… Есть какие-то пластические ходы… Например, история цыганки с цыганским танцем… Правда, мы еще не знаем, останется ли она… Есть история девочки, которая была в концлагере, и как она рассказывает что там происходило. Как подружилась с другой девочкой, а ту потом сожгли в крематории… и в том месте, куда выбросили ее пепел, вдруг появился цветок. Очень важно не отвлекать зрителя от таких моментов, от текста. Хотелось, чтобы текст звучал более подробно, ярко. 

Афиша «ПроАртИнфо»: …Костюмы?

Леонид Краснов: Костюмы? Одинаковые платья того периода… Ничего лишнего.

Афиша «ПроАртИнфо»: …Музыка?

Леонид Краснов: Тоже минимально… Актеры сами поют песни тех времен. У нас вообще в театре молодежь очень певучая, музыкальная. Мы на своем вокале много спектаклей поставили. В камерном пространстве это производит большее впечатление, чем какие-то музыкальные фонограммы.

Афиша «ПроАртИнфо»: Спасибо, Леонид, обязательно придём на премьеру.

Леонид Краснов: Конечно, приходите! Всех приглашаем! Первый день премьеры 8 сентября.

Об истории образования театра, репертуаре, сценических экспериментах и постановках для детей, читайте в интервью Леонида Краснова  литературно-публицистическому журналу «Клаузура», Выпуск  № 9 (15) сентябрь 2012 года.

Беседовал: Дмитрий Плынов

Фото: собственный корреспондент афиши Ксения Риклес и "Театральный ОсобнякЪ"